ДНК НАЦИИ или ИСТОРИЧЕСКИЙ ПСИХОТИП ОЙРАТОВ

Статьи


«Джунгарская крепость была крепка,

так как её кирпичами были люди…»

Молла Абд ал-Алим, XVIII век

 

 

Закон природы гласит: в детях на генетическом уровне закладывается общая для многих поколений программа поведения. «Характер  народа не изменяется в течение всей его жизни, пока есть народ - есть и его характер, и миропонимание. Переходя от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, народ не меняет свой характер, а всего лишь модифицирует его, т.е. одни качества, характера отодвигаются на задний план, другие выходят на передний. Таким образом, ойраты эпохи Чингис-хана, средневековый и современный ойрат - это всего лишь разные вариации одного и того же характера». [С.Минаев]

Однако вследствие политических катаклизмов XX века программа начала давать сбой. Духовные ценности, цементирующие и шлифующие характер нации, стали трансформироваться в сторону маргинализации. И это действительно реальная угроза для жизни нации. Чтобы найти и устранить системные ошибки необходимо понять первооснову, сердцевину менталитета калмыцкого (ойратского) этноса.

Источник жизнеспособности любой нации – это, прежде всего, её мораль – идеологическая основа. Изучая историю и культуру, систему воспитания и поведенческие характеристики калмыков я пришел к выводу, что в основе нашего менталитета находятся следующие начала: культ героя, коллективизм и рационализм. Это молекулярные основы, идейное ядро, ДНК нашего этноса.

 

Культ героя

 

Во II тысячелетии до н.э. на территории Центральной Азии произошли значительные изменения природных условий. Мягкий и влажный климат неолитического периода сменялся сухим и резкоконтинентальным. Установился климат, характерный для современной Монголии: сильные ветры, жара, зимой трескучие морозы. Изменившиеся условия были малопригодными для развития земледелия. Необходимость приспособления к менявшимся условиям окружающей среды способствовала формированию у предков монгольских племен особого типа производящего хозяйства – кочевого скотоводства.

Кочевое скотоводство оказалось единственно рентабельным и целиком самообеспечивающим типом производящего хозяйства. При сравнительно малых затратах мужского труда, оно давало практически неограниченные ресурсы мясной и молочной пищи, а также топливо, шерсть для войлоков, шкуры для одежды, волосяные веревки для установки жилища, кожу для обуви, домашней утвари, ремней, уздечек и другой сбруи, т.е. всё то, что широко употреблялось монголами в хозяйстве и в быту.

Кочевое скотоводство давало значительно большее, чем земледелие того же (не промышленного) уровня, количество прибавочного продукта.

Переход к новому экономическому укладу создал новые условия жизни, менялись и понятия ценностей. Мерилом ценности, термином, обозначавшим успешность и богатство, становится скот – мал, а понятие родины как высшей ценности и единства коллектива выражается словом – нутук.

Качество пастбищ (их пригодность в разные сезоны, наличие кормовых трав, водопоев) было неодинаковым и это вызывало борьбу. У различных коллективов, связанных между собой отношениями родства и свояченичества, возникала необходимость в постоянной готовности к их защите. Возросла значимость мужчины – воина, умевшего организовать защиту своих сородичей и их имущества, умелого скотовода - знатока, который мог бы сохранить поголовье во время суровых зим и летних засух.

О прославившихся воинах слагали песни и легенды, их подвиги увековечивались в наскальных рисунках и стелах. Потомки прославленных героев наряду с принадлежностью к прежнему тотемическому роду матери гордятся и происхождением от знаменитого воина. Таким образом, род и община постепенно стали патрилинейными. Однако понятие материнский род не исчезает, но отходит на задний план. Складывается понятие о двойном родстве, закрепленное в калмыцких терминах (авhнр, наhцхнр).

 

Тот, в ком есть Бог

 

Культ героя сформировался на протяжении многих веков благодаря проживанию наших предков в особых природно-климатических и исторических условиях и связанному с ними образу жизни. Существенное влияние на окончательное формирование культа героя у ойратов оказали их система общественных отношений, геополитическое положение народа, государственное устройство. Культ героя, воина развивался у многих народов: в Европе было рыцарство, в Японии самурайство, схожие с ними институты формировались у казахов, черкесов и у многих других. У большинства из них были выработаны кодексы чести, собственная философия и мировоззрение. Однако даже в собственных народах их идеология так и не стала популярной вследствие их сословной ограниченности. Более того, простой народ – носитель основной культуры этноса - зачастую ненавидел сословие воинов, так как именно с их стороны подвергался наибольшим унижениям и притеснениям. У ойратов же подобного сословия не существовало в принципе, они были слишком малочисленны, чтобы позволить себе разделение на служилых и не служилых. Все мужчины были воинами. И культ героя у ойратов получил наивысшее развитие, стал абсолютом (идеалом) поведенческой модели всего народа. Нередко в случае надвигающейся силы в руки брали оружие и женщины. Именно поэтому наличие небольших грудей у женщин считалось признаком совершенства: большая грудь мешала стрельбе из лука, и калмычки носили специальные стягивающие камзолы.

Каждый мальчик, воспитанный в ойратской среде, мечтал стать батыром – героем, стремился прославить свой род и укрепить могущество государства.

Баатр – тот, в ком есть Бог, совершенный человек, считали в народе. В понимании ойратов это человек, обладающий не только выдающейся храбростью и физической силой, но и человек, обладающий несгибаемой волей, острым умом, умеющий брать ответственность на себя и принимать решения – настоящий патриот своего Отечества. Это человек, лишенный порочных слабостей, таких как зависть, стяжательство, мелочность, сластолюбие, страсть к спиртным напиткам. Баатр – тот, кто ставил интересы народа выше своих собственных. Стать батыром было честью для воина, о них при жизни слагали песни и легенды, а ханы освобождали от всех налогов и податей, причем часто не только их, но и их потомков.

Ойратский культ героя выкристаллизовался в течение веков путем естественного отбора наилучших человеческих качеств. С возникновением государств культ воина получил идеологическую основу – героический эпос «Джангар».

 

Индивидуализм

 

Идеология культа героя развила в свою очередь такую черту характера как индивидуализм. Большинству калмыков присуще желание выделиться на общем фоне, прославиться, быть в центре внимания. Нас не интересуют мелкие дела, ради них калмык не станет тревожить свой покой, нам интересны дела великие или хотя бы масштабные. Джангар – это повелитель вселенской державы, у его богатырей не меньший размах. В сегодняшнем дне калмыки не менее тщеславны. Если хурул – то это непременно самый большой в Европе, Сити-чесс – единственный в мире город шахмат. Секрет политического долголетия Кирсана Илюмжинова заключался не столько в его связях в Москве (они в данном случае не играют определяющего значения, хотя и важны), сколько в том, что его проекты во многом воплощают идеалы калмыка, подтверждают наше ощущение своей уникальности. Для калмыков очень важен имидж, мнение и восхищение окружающих, и то, что «о нас знают во всем мире».

Недаром именно у калмыков получил распространение такой жанр как магтал (восхваление). Калмыки, по сравнению с другими народами, более требовательны к окружающим в отношении своей персоны. Мы хотим, чтобы нас уважали, трепетно относились к нашей персоне. Самые привередливые покупатели, требующие обслужить по высшему разряду, - это калмыки.

Индивидуализм положил начало таким качествам в характере калмыков, как гордость, честолюбие, активность, оптимизм, настойчивость в достижении цели, свободолюбие, стойкость к страданиям, максимализм.

Индивидуализм позволяет быть успешными в рыночных условиях - это качество может стать нашим конкурентным преимуществом.

 

Коллективизм

Коллективизм присущ нашему народу издревле, ведь даже его исконное название «Дөрвн өөрд», означает «Четыре ойрата». Малочисленность ойратов по сравнению с окружавшими соседями, наличие постоянных внешних угроз воспитало в народе корпоративность, этническое единство, доведенное практически до абсолюта. Вплоть до революции у калмыков сохранялась система коллективной ответственности. В степи с её суровыми законами было практически невозможно прожить в одиночку. Испокон веков каждый член рода был в ответе за всех. За проступок однохотонца отвечал весь хотон. Точно так же в случае удачи, каких-либо радостных событий торжество разделяли все члены общины. Вследствие сплоченности общества, как отмечает А.Крылов, «у них нет даже нищих, тогда как в самой маленькой нашей деревне это явление неизбежное». (Бичеев, 2005).

Такой тип коллективизма, в более широком плане общенационального или государственного единства, позволил калмыкам не только сохраниться, но и вписать немало ярких и славных страниц в историю многих государств Европы и Азии. Более того, давал возможность на равных вести диалог с величайшими мировыми империями – Россией и Китаем.

Благодаря подобному единству нации малочисленных ойратов так и не удалось сломить никому. Даже во времена сибирской ссылки калмыки, распыленные по две-три семьи на обширной территории от Казахстана до Сахалина, сохранили единство. И сегодня существует реальный факт наличия разных «землячеств»: «красноярцев», «сахалинцев» и т.д. Перед лицом же внешней агрессии ойраты забывали о своих обидах, неприязни и объединялись в неприступный монолит. Лишь однажды они изменили традиции. Китайцы смогли уничтожить Джунгарское ханство и практически всех его жителей, только воспользовавшись глубоким расколом общества. Ойраты не сломались, но погибли практически все. Это ли не урок нам?

Коллективная ответственность за судьбу нации, государства превалировала над любыми частными интересами. Эта черта национального характера красиво передается в древней ойратской песне «О монгольском Убаши-хунтайджи»: «словно зубья пилы или иглы ежа, сомкнутым строем в четыре угла вечно ойраты стоят».

Сегодня, в эпоху глобализации, информационных технологий, возможно сохраниться как нации, лишь укрепляя духовное единство, понимая свою кровную связь с историческим прошлым, традициями, осознавая личную ответственность каждого за судьбу народа. Глобализация - это ещё и культурная агрессия, поддавшись которой, можно оказаться раздавленными не только экономически, но и духовно. Опыт России в 90-ые годы, многих стран СНГ красноречив. Нация становится безвольной, когда лишается национальных ценностей.

Национальное понимание коллективизма дало ойратам такие черты, как взаимовыручка, патриотизм, верность клятве, уважительное отношение к государству и власти, отзывчивость, гостеприимство, стремление к взаимопониманию, дисциплинированность, уважение к женщине.

 

Дисциплина и отношение к власти

Особый отпечаток на ойратскую государственность наложила малочисленность народа. Идеология и фольклор были таковыми, что простой народ (хар ясн) осознавал свою ответственность за судьбу страны. Без этого понимания ойратские государства пали бы прежде, чем создались. В этом единении простых людей и аристократии заключалась сила народа и государства. В нашей истории не было ни одного восстания простолюдинов против аристократии или ханской власти.

Ойратская (калмыцкая) дисциплинированность достойна того, чтобы войти в сокровищницу мировой истории и культуры как уникальное явление. Вся жизнь человека, хотона, аймака была подчинена особому порядку. Никто не мог кочевать, как ему вздумается. Ежегодно хан отводил территорию для кочевки каждому улусу, тайши и нойоны распределяли её внутри улуса и т.д. Проведение всех торжеств и ритуалов по поводу свадьбы, рождения детей, похорон и т.д. также было подчинено законам, которые неукоснительно соблюдались. Даже внутреннее убранство кибитки (юрты) было строго определенным.

Во время вражеских набегов на калмыцкие улусы каждый мужчина, узнав об этом, был обязан явиться в ставку нойона вооруженным и готовым немедленно выступить в поход. В противном случае в более ранние времена его казнили, а позже одевали в женскую безрукавку.

Калмыцкую дисциплинированность и верность совершенным образом характеризует факт откочевки большей части калмыков в Джунгарию в 1771 году. Подготовка велась как минимум два-три года, но царское правительство не имело об этом достоверных сведений и потому не придавало данному факту серьезного значения. Существует легенда, что ввиду трудностей предстоящего перехода Убаши-хан издал секретный указ о том, чтобы калмыки два-три года не заводили детей. Что примечательно, калмыки исполнили его!

Во времена испытаний народ и государство были одним целым и жили как один человек, как единый организм. Мы были сильны сплоченностью, верностью своему государству, дисциплинированностью. Каждый знал свое место и в быту, и в строю.

Таким образом, в нас переплелись два, казалось бы, взаимоисключающих качества: яркий индивидуализм, происшедший из культа героя, и коллективизм. Условия жизни создали такие традиции, при которых оба качества настолько дополняли друг друга, что позволили нашему народу не просто выживать, но и долгое время определять геополитическую ситуацию в своем регионе. Ойратский индивидуализм, находившийся в определенных исторических условиях, очень редко выливался в эгоизм.

«Олн амтнд туслхла – алдр нерн делгрх, онц бийян татхла – му нерн делгрх» –  «Окажешь помощь народу – распространится хорошая слава, будешь защищать собственное благополучие – распространится плохая слава».

Ойратский коллективизм был формой выживания множества личностей – индивидуальностей, связанных между собой общими культурными и духовными ценностями. Прямым подтверждением этому стал героический эпос «Джангар», где герои - яркие индивидуальности, личности – объединены стремлением до конца служить народу и Бумбайской державе.

 

Рационализм

Суровые условия кочевого образа жизни выковали в народе ещё одно очень важное для менталитета качество - рационализм. Можно сказать, что рационализм есть калмыцкий (ойратский) порядок. Рациональному началу было подчинено всё: убранство кибитки, порядок землепользования, государственное устройство и военная служба, традиции и обычаи, мировоззрение и политика.

Рационализм по-калмыцки означает отсекать в жизни, в быту, в походе всё лишнее, всё то, что человеку не необходимо для существования. Материальная культура кочевников небогата, они производили только то, что было жизненно важно.

Кочевнику было непонятно стремление оседлого населения, особенно горожан, к накопительству и комфорту - это противоречило его образу жизни и мировоззрению. Главная ценность для него - это духовное начало человека. «Кочевник всё, что ему дорого, носил в душе, а горожанин всё ему дорогое видел в материальном достатке». (Хара-Даван, 1991)

Великий Чингисхан, основываясь на этом, также делил людей на две категории: на тех, для кого честь и достоинство – высшая жизненная ценность, и на всех остальных. Кочевая культура давала больше людей первого типа. В этом проявился рационализм кочевого мировоззрения. В борьбе за существование кочевники, особенно монгольские народы, должны были рождать людей, способных, не задумываясь, пожертвовать собой ради общего дела. Поэтому рационализм кочевой культуры проявился в разработке концепции культа героя и коллективизма как основных императивов в поведении, и таким образом был основан на сугубо духовных началах. Победоносные войны малочисленных монголов, а затем и ойратов – свидетельство жизни именно этой философской концепции. Цельность духа и рациональное управление, а вовсе не многочисленность и жестокость, были основой их завоеваний.

Естественно, что различия в мировоззрении и образе жизни не могли не сказаться на отношениях между представителями двух таких разных культур. «Китайцы воспринимали кочевников, в том числе и ойратов, как варваров. Ойраты, в свою

очередь, воспринимали оседлые народы как рабов». Д. Белль пишет, что ойраты «горюют о несчастии тех людей, которые живут постоянно в одном месте, и принуждены питаться своими трудами; по их мнению, - это составляет самую высшую степень рабства» (Цит. по Позднеев, 1880, с. 143). В ойратском языке понятие «раб» наряду с терминами «боол», «мухла» часто передается словом «китд» (китаец)». (Бичеев, 2005) 

Рационализм создал стройную, гармоничную и цельную систему жизнеустройства кочевников. Действительно, в калмыцкой культуре отсекалось всё нерациональное. Например, калмыцкий менталитет тщательно подавлял проявления негативных эмоций, таких как боль, скорбь, гнев. Считалось, что через их открытое выражение на человека, его семью, сообщество навлекаются опасности и беды. Простой вздох у калмыков уже считался грехом, а женщины не кричали даже во время родов.

Хозяйственная деятельность была тщательно регламентирована и рационализирована, в любой кибитке вся домашняя утварь имела строго определенное место, места кочевок определялись в соответствии с рациональностью использования пастбищ. Скот калмыцкой породы, выведенный нашими предками, выносливый, не боящийся ни жары, ни стужи, целый год пасущийся на пастбищах, способный самостоятельно отбиться от небольшой стаи волков (КРС) и дающий прекрасное мясо, – воплощение рационализма и духа народа.

Рациональным было и общественное устройство. Ойратское общество предопределяло взаимозаменяемость социальных ролей: в случае войны женщины полностью осуществляли все общественные функции, от чисто хозяйственных до оборонительных в случае угрозы. Соответственно, социальный статус женщины был довольно высок. История сохранила немало имен женщин, игравших на ойратской (калмыцкой) политической арене, выдающиеся роли.

Не менее рациональными были и внешние связи ойратов. Хотя здесь главную роль играет не духовная, а политическая и экономическая составляющая. Например, союз Российского государства и Калмыцкого ханства является ярчайшим примером взаимовыгодного сотрудничества. Россия приобрела верных защитников своих южных рубежей, поставщиков лошадей для армии, лучшего мяса и других продуктов животноводства. В свою очередь, Калмыцкое ханство получило надёжный тыл на севере, поставщика пороха, оружия, тканей, муки и других важных товаров. Калмыки, покоряя народы, приводили их в двойное подданство. Россия получала территории и политическую власть, а ханство облагало ясаком (налогами) новых подданных и взимало его уже в свою пользу. Причем такой союз был настолько важен для России, что калмыцкие правители сумели добиться права торговать на территории России беспошлинно.

Таким образом, рациональное начало в формировании мировоззрения кочевников, в т.ч. и ойратов, было определяющим. Кочевой рационализм – преобладание духовного над материальным – помог нации закалиться и выжить в периоды подъёмов и упадков. Всё лишнее, наносное отсекалось, и, наоборот, полезное прививалось. Именно рациональное начало поддерживало в нации баланс между индивидуализмом и коллективизмом. Однако в XIX и особенно в XX веке изменение внешних условий обитания привело к деформации исконных ценностей. Народ, лишенный интеллектуальной и духовной элиты, не успевал оперативно реагировать на стремительные перемены, происходившие в течение двух последних веков.

Итак, три главных начала ойратского (калмыцкого) менталитета: культ героя, коллективизм и рационализм дали основу нашей морали. Думаю, что и сегодня три этих качества не утеряли своей значимости и востребованности. Развивая их с учетом реалий сегодняшнего дня, мы сможем возродить былую славу предков и уважение потомков.

Комментарии

Чтобы комментировать, авторизуйтесь!

X

Счетчики и Сертификаты

Яндекс.Метрика
X

Ваш аккаунт заблокирован!

Администрация сайта "Уникальная Калмыкия" заблокировала Ваш аккаунт.

Причиной блокировки аккаунта стало нарушение Пользовательского соглашения.

Для разблокировки Вы можете написать нам письмо.

Чтобы закрыть это сообщение, нажмите Выход

X

Авторизация через социальные сети

Авторизуясь, вы принимаете Пользовательское соглашение.