Чорос – Цорос

Статьи



Несмотря на широкую известность этнонима чорос (цорос) и роль представителей этого рода в ойратской и общемонгольской истории, а также истории Центральной Азии вообще, этническая история чоросов полна белых пятен. В период распада империи Чингис-хана под этнонимом чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение. Впоследствии, в ойратской истории, чорос известен как аристократический род (омог), подданными которого являлись 2 крупных этнических объединения: зүүнгар и дөрвөд¹. Наиболее известными представителями этого рода являются Тогон, Эсен, Хара Хула(н), Галдан Бошогту, и поздние зүүнгарские тайджи вплоть до калмыцких нойонов Тундутовых, оставивших заметный след в калмыцкой и российской истории.

 

Легенды

Миф о найдёныше сверхъестественного происхождения - предке рода чорос, включен в калмыцкие исторические сочинения Габан Шараба и Баатур Убаши Түмена (XVIII в.); изложен П.С. Палласом (XVIII в.), а также до недавнего времени сохранялся в устных преданиях азиатских и европейских ойрат (записи А.М. Позднеева, Г.Н. Потанина, Б.Я. Владимирцова, А.В. Бурдукова). Согласно версии, записанной Владимирцовым в 1908 г. у дөрвөдов Кобдо, прародителем рода цорос был сын молодого охотника и небесной девы. Согласно сюжетной линии различных версий ойратских легенд, часть племени, уцелевшая после кровопролитной войны и бежавшая в безлюдные, недоступные места избирает найденного ребенка своим князем (в этом сюжете сочетаются мотивы архаических генеалогических мифов монгольских народов с более поздними, обосновывающими сакральность верховной власти). Согласно архаичному мифу, характерному для шаманской мифологии, ребёнком Чорос лежал под деревом (под двумя деревьями, чьи вершины соединялись) или в дупле дерева и питался стекающим ему в рот древесным соком, а наверху летала сова.

В некоторых вариантах дерево с наростом (или сам нарост на дереве - урун, или три дерева) и сова оказываются родителями Чороса, при этом в одних текстах в роли отца выступает дерево, а матери - сова, в других - наоборот, или же само дерево происходит от совы. Обычно ребенок наделён прозвищем Удун Бадан (Удунтай Бадантай); удун - «ива» (хотя в ряде версий ребёнок лежит под берёзой), второй компонент имени (бадан) якобы объясняется с помощью слова будун - «мгла, туман, непогода», обступавшая младенца. Ойратский миф о происхождении героя от дерева тесно связан с мифом о происхождении кыпчаков, рассказанный в легенде об Огуз-хане у Рашид-ад-дина, Абул-гази и др. С этими архаическими мотивами сливается более поздний, обосновывающий небесное происхождение Чороса; в нем используются, однако, и тотемические образы, прежде всего лебедя. Отцом Чороса выступает жёлтый лебедь с четырьмя жёлтыми головами, сын неба (тенгри), а его матерью - фея Золотая рыба, дочь водяного владыки (хана лусов). По другому варианту, Чорос (Цорос) родится от связи жены богатыря Йобогон-мергена, предка рода хойд (хойт), жившего за 3 поколения до Чингис-хана, с чародеем Бо-ханом [Бо-нойоном - «государем (или «князем») шаманом»?] или Лусим-ханом (очевидно, Лусын-ханом, т.е. «ханом лусов»). По отношению к архаическим мотивам, сюжет о поисках после смерти бездетного зyyнгарского хана - преемника престола, С.Ю. Неклюдов считает более поздним. Таким же поздним он считает отождествление Чороса с Чингис-ханом.

 

Этимология этнонима

По версии, записанной Владимирцовым в 1908 г., этноним Цорос происходит от названия «цорбогор аяга» - закрытой чашки с носиком, из которой питался прародитель рода.

По версии эмчи Габан-Шараба (1737), автора «Сказания об ойратах» Цорос это имя ребенка, от которого пошло название рода, названного так, потому что дерево, под которым он был найден, напоминало винокурную трубу (цорh - совр. калм., цорго - совр. халх.). Алтайский исследователь Н.В. Екеев считает это народными этимологиями.

Имеются и иные гипотезы. У древних тюрков «чор» это высокопоставленные чиновники, при этом они не обязательно принадлежали к правящему дому и не обладали собственной армией, но стояли во главе государственных уделов, подчиненных ябгу и шаду... Кюль-чор был предводителем более привилегированного по тюркским понятиям левого фланга, а потому в перечислениях стоял перед aпa — предводителем правого фланга, который в прочих отношениях занимал тот же ранг, что и чор. Кроме того в середине VII в. у западных тюрков во главе крупных конных отрядов стояли кюль-чур, тон-чур и чупан-чур различных племен. Екеев (2002) пишет, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чуть позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин. Екеев (2002, 2003) предполагает, что этноним чорос мог образоваться от древнетюркского титула (звания главы племени) чор/чур. По мере усиления ойратских князей - потомков чоров (чуров) в послеюаньское время, их род стал называться чорос (чурас). Монгольские и китайские источники свидетельствуют, что к концу XIV в. этот политический термин приобрел четко выраженное этническое значение, т.е. стал этнонимом.

Если посмотреть на тексты рунических памятников древних тюрков, то в них «чор» может трактоваться не как титул, а как название рода или даже улуса/аймага – «государство Иль–чор». В этом случае чорос не титул, закрепившийся в качестве этнонима у ойрат, а этноним, унаследованный от древних тюрков.

Рамстедт (1909) считал, что этноним чорос (цорос) происходит от киргизского этнонима чоро. Версия Рамстедта поддержана Авляевым (2002), писавшем, что этот этноним восходит к киргизам Енисея (киргизский термин чорос - богатыри, витязи): «Впоследствии это - ханский род племени зүүнгар и дөрвөд, обойраченный, среди коренных ойратов кон. XIV - XVI вв.».

Слово чор (чоро) со значением друг, товарищ имеются в древнем персидском и санскрите, в совр. узбекском (jora), уйгурском (joro). Неклюдов упоминает, что чорос, цорос - мн. число от чоро (ойрат. цор, ср. кыпчак. чора, шора), «герой, богатырь». Возможно это же слово зафиксировано в этнониме шор (шорцы). В алтайском языке чор - богатырь, воинственный. В киргизском эпосе «Манас» кырк чоро - сорок витязей, в совр. кирг. джоро - друг, близкий друг. В монгольском фольклоре (напр. "Гэсэр хаган") главные герои в детстве имеют прозвище жор (джор) или нусан жор (нусан джор). При этом в детстве все над ними смеются, а по возмужании они становятся богатырями и совершают подвиги. Слово чор, чоль имеется даже в корейском языке.

Таким образом, отбрасывая версию происхождения этнонима чорос от древнего тюркского титула или этнонима, можно предположить, что слово чор попало в тюркские и монгольские, а впоследствии и корейский языки из индо-европейских. Можно предполагать и обратный вариант, или вариант из монгольских и тюркских в двух направлениях в корейский и индо-европейские, хотя утверждать что-либо категорично тут можно после детального филологического исследования, которое, как мне хотелось бы надеяться, все же будет реализовано кем-то из специалистов. В случае первого варианта распространения, вероятно это слово пришло в монгольские и тюркские языки сначало именно в смысле герой, а потом заместилось словом bagatur. Причем в какие именно языки – монгольские или тюркские это слово пришло первым – вопрос спорный. Следовательно кажущаяся поначалу убедительной гипотеза Рамстедта, находится под вопросом.

К этому следует добавить предположение о взаимозаменяемости этнонимов чорос и багатуд (баатуд). Если пойти еще дальше, возможно предположить смену этих этнонимов в различные периоды в зонах контакта тюрко- и монголоязычных групп. Однако за неимением доказательств необходимо еще раз отметить, что это всего лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые еще предстоит историкам и филологам.

Таким образом, носители этнонима чорос могут являться:

потомками древних тюркских чиновников, либо ойратами не имеющим к ним отношения, но по каким-то причинам взявшими этот этноним;

потомками выходцев из древнего тюрского аймага/улуса «чор»;

населением, у которого слово чор (цор, шор, джор) со смыслом «герой, богатырь» закрепилось в качестве этнонима, при этом не ясно пришло ли это слово из индо-европейских языков, либо оно автохтонного происхождения;

багатудами (баатуд), сменившими этноним.

 

Генеалогия чоросских нойонов

Первым лицом, достоверно зафиксированным в монгольских летописях лицом, от которого ведут свою родословную чоросские нойоны является Хутхай Тафу (xudxai tafu – в «Алтан Тобчи», xudxai tayiu – «Шара Туджи», xudxai tayixu – в «Эрдэнийн Тобчи». Он был сановником (тысячником) монгольского Эльбэг-хагана, правившего в 1392-1399 гг.

Бичурин (1834, с. 29) описывает родословную чоросских князей, по всей видимости по «Мин ши»: Бохань → Улиньтай-Бадай Тайши → Гохай Дае → Урлук Ноинь → Батулин Цинсын → Эсень (объединивший Монголию и погибший в 1455 г.) → … Он поясняет: «Эсенев второй сын Эсмет Дархан Ноинь, а старший его сын Боро-Нахал получил особливый удел под названием Дурбот. Должно полагать, что до сего времени Калмыцкие Владетели назывались просто Ойратами, а название Четырех Ойратов (Дурбэн Ойрат) приняли уже по основании Дурботского Дома».

В монгольской летописи «Шара тууджи» эта родословная выглядит несколько иначе: Сын Хутхи был Батула Чинсан, его сын Тогон-тайши, его сын Эсэн-тайши, его сын Араган-тайши, его сын Онгуца, его сын Булга-тайши, его сын Гумэчи Хара Хула, его сын Хотогочин Баатур-хун-тайджи, его сыновья Сэнгэ и Галдан Бошогту. Сыном Сэнгэ был Цэвэн Рабдан.

По Екееву (2003, 2008), попытавшемуся составить родословную омога чорос по различным источникам и литературе она выглядит так: Бохань (Био-хан, Бёгю-хан, Буку-хан) → […] → Улинтай-Бадан-тайши → Хутхай-тафу (Гоухай-дают, Гохай-дае, Хоохой-таяу, Хутхай дайю) → Батула-чинсан (Махаму, Махмуд) → Тогон-тайши → Эсен-тайши → Юштёмёр (Юштюмюй, Ештеме, Эстуми) → Боронагул (Боро-нахыл) → …].

По данным "Мин ши", один из юаньских военачальников Мөнкэ Төмөр еще до свержения Юаней (или вскоре после этого) объявил себя правителем ойратов, после смерти Мөнкэ Төмөра его владение распалось на три части, каждой из которых управлял отдельный правитель: Махаму, Тайпин и Бату Болод. Златкин отмечает, что в 1409 г. минский император Чжу-Ди наградил почетными титулами и ценными дарами трех ойратских правителей, уделив особое внимание Махаму. Следует отметить, что по мнению Екеева, Махаму (Махмуд) из «Мин ши» и Батула-Чинсанг, сын Хутхай-Дайю, являются одним лицом. Кроме этого Екеев, ссылаясь на «Мэн-гу-ю-му-цзи» и сочинения Бичурина, возводит чоросскую генеалогию к Биохану (или Боханю), которого отождествляет с найманским Инанч-Билгэ Буку-хан-ом (из сочинений Рашид-ад-дина) и уйгурским Буку (Бөгү)-каган-ом (из «Ляо ши»), считая их одним лицом. Он предполагает, что уйгуро-огузский Бөгү (Буку)-каган через тысячелетие стал Био-ханом преданий ойратских князей из рода чорос.

 

След в истории

Намжавин Содмон указывает на происхождение чоросов из аймага хойд (хойт), однако подтверждения этого факта в источниках я пока не нашел. Вообще же племя чорос (чурас, чорас - арабское написание) начинает упоминаться в Могулистане (постчагатайском государстве) с кон. XIV в. Беки этого племени занимали высокие военные и административные должности при дворе ханов–чагатаидов (XV–XVII вв.). Например, во второй половине XVII в. одним из них был Шах-Махмуд ибн мирза Фазил Чурас – потомственный политический деятель и автор известной «Хроники». Согласно тюркским источникам и в частности в «Истории Могулов» (Tarikh-i-Rashidi), чоросы то уходили к ойратам, то приходили назад к могульским владельцам (состав которых также наталкивает на мысль об ойратском происхождении их части).

Златкин считает, что в XVII  в., омок чорос (как дөрбөд, уджиэд, багатуд и др.), упоминаемый в «Шара Туджи», являлся совокупностью сравнительно небольшого числа родственных индивидуальных аристократических семей, представители которых составляли княжеские династии. Следует отметить, что наряду с аристократическими семьями чоросов наверняка существовали и менее знатные семьи, не зафиксированные в письменных источниках. Кроме этого, надо полагать, что подданные той или иной княжеской фамилии также носили это название, превращавшееся таким образом в их этноним.

Согласно «Алтан Тобчи» при Элбэг-хагане (1394-1401) (по сведениям других монгольских летописей правил в 1393–1399 гг.; по Златкину 1392-1399), правнуке Тогон-Тимура, предводителем четырех тумэнов ойратов был чоросский Хутхай-Дайю, после смерти которого четырьмя түмэнами ойратов управляли его сыновья Батула-Чингсанг и Угэчи-Хашиг. Они убили Элбэг-хагана «...захватили четыре тумэна ойратов и стали врагами (монголов). Говорят, что так была отнята ойратами единая держава монголов».

Ойратские тайджи последовательно проводили в жизнь политику объединения всех монгольских земель. Этим активно занимался Тогон тайджи, а после его смерти и его сын Эсэн тайджи, при котором хоть и ненадолго это удалось сделать. Кроме этого правление Эсэна ознаменовалось событием, которое Бичурин назвал блистательнейшим периодом ойратства, а китайские историки «Тумуской катастрофой». В 1449 г., разбив полумиллионную китайскую армию, Эсэн взял в плен императора. И хотя этот блистательнейший период был краток, в дальнейшем потомки Хутхай-Дайю добились гегемонии если не в общемонгольском, то в общеойратском масштабе.

Один из потомков Боронагул (Боро-Нахыл) при очередном разделе наследства в период с сер. XV в. получил в наследство аймаг/улус дөрвөд (дэрбэт, дурбот, дөрвд).

Другой – Хара хула(н) тайджи наряду с хошоутским Байбагас-Баатуром являлся даргой ойратского чуулган-а (председателем съезда конфедерации четырех ойратских племен). Он стремился к политическому объединению всех ойратских владений. В 1620 г. впервые отправил в Москву послов для взаимовыгодных переговоров о мире и торговле.

Хотогчин Баатур хун-тайджи, подобно предкам настойчиво проводивший политику объединения, стал одним из инициаторов съезда князей в 1640 г., на котором было заключено дружественное соглашение между халхаскими и ойратскими нойонами и выработан свод законов «Цаажийн бичиг» из порядка 160 статей, для всех монгольских государств того периода (Халхи, Көк нуура, Зүүнгарского нутуга, и ойратских улусов откочевавших на запад).

Известнейший Галдан бошогту хан, значительно расширив границы зүүнгарского нутуга, почти достиг цели - объединения всех монгольских владений. К сожалению он погиб в результате проигранных военных действий против манчжурской династии Цин.

Справедливости ради надо отметить, что оценка деятельности чоросских нойонов не может быть однозначной. Наряду с действиями, которые мы с высоты своего времени оцениваем как несомненно положительные, были и иные. Например Цэвэн Рабдан, племянник Галдана Бошогту, в то время как его дядя воевал на востоке, совершил переворот, захватив власть в улусе. Это отрезало Галдана Бошогту от баз снабжения и в конечном итоге, наряду с другими факторами привело к его гибели. И хотя при правлении Цэвэн Рабдана и его сына Галдан Цэрэна, государство развивалось, расширяло границы и успешно конкурировало с цинским Китаем, его внуки, уничтожая друг друга в борьбе за власть, ввергли зүүнгарский нутуг в хаос. Последним чоросским властителем, так и не сумевшим стабилизировать обстановку и вывести государство из кризиса, был Даваци (Дабачи).

Отдаленные потомки средневековых чоросских нойонов также играли активные роли в общественной и политической жизни. Среди калмыцких владельцев ими были нойоны Тундутовы. Джамбо тайджи был командиром Первого Астраханского Калмыцкого полка (500 чел.), участвовавшего в Отечественной войне 1812 г.

Церен-Давид Цанджинович Тундутов был избран членом Государственной думы от кочевых племен Астраханской и Ставропольской губерний в 1906 г., вошел в конституционно-демократическую фракцию. Состоял членом аграрной комиссии.

Его сын, Данзан Давыдович - участник Первой мировой войны. 16 мая 1917 г. он вместе с Номто Очировым по поручению Центрального комитета по Управлению калмыцким народом отправился в Петербург, чтобы заявить протест Временному правительству по поводу раздела Астраханской губернии, после которого произошло бы административное разделение калмыцкого народа. В годы Гражданской войны атаман Астраханского казачьего войска, первый из калмыков, удостоенный ордена Почётного легиона.

Среди алтайских чоросов известен Григорий Иванович Гуркин – ученик И.И. Шишкина, талантливейший художник-пейзажист, потомок теленгетского хана Конная. С 1906-1907 г. подписывает работы Чорос-Гуркин, идентифицируя себя как представителя древнего рода. 12 мая 1917 г. он выступает в Томске на первой сессии губернского народного собрания с докладом «Об Алтае и его нуждах» и делает заявление о выделении инородцев Алтая в самостоятельный уезд. Первая сессия Томского губернского собрания вынесла свое решение в пользу инородцев, представив им право на самоопределение.

 

В наши дни

Род чорос имеется у монголов Южной (Внутренней) Монголии. В независимой Монголии он встречается у потомков населения средневекового ойратского союза: дөрвөд (чорос, вариант чорс), өөлөд, хотгойд (чорос, вар. сорс), цаатан – тюркоязычных оленеводов (сорс). В России он встречается у алтайцев (чор - у тубаларов, чорос - телеутов) и калмыков (цорос – у ики дөрвөд и Балдра әәмгә бузава). Кроме этого имя Цорос носит сельский населённый пункт в Городовиковском районе Калмыкии. Он находится у шоссе Городовиковск - Яшалта в 2,2 км к северо-востоку от пос. Южный, в 8,2 км к северо-востоку от г. Городовиковск на правой стороне Һахан-сала (балки Гахин).

 

Источник: http://khamagmongol.com

Более подробно о чоросах вы можете прочесть в статье Хойт С.К. Белые пятна в этногенезе дэрбэт. Статья доступна на http://www.hamagmongol.narod.ru/library/hoyt_dorwod_2006_r.htm

Подробная генеалогия чоросских нойонов на http://khamagmongol.com/chuulgan/viewtopic.php?f=23&t=837

Санжи Хойт

Комментарии

Чтобы комментировать, авторизуйтесь!

X

Счетчики и Сертификаты

Яндекс.Метрика
X

Ваш аккаунт заблокирован!

Администрация сайта "Уникальная Калмыкия" заблокировала Ваш аккаунт.

Причиной блокировки аккаунта стало нарушение Пользовательского соглашения.

Для разблокировки Вы можете написать нам письмо.

Чтобы закрыть это сообщение, нажмите Выход

X

Авторизация через социальные сети

Авторизуясь, вы принимаете Пользовательское соглашение.