Федеральный закон об опеке и попечительстве

Важно и полезно по теме: "Федеральный закон об опеке и попечительстве" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 22 декабря 2014 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЗ 48 об опеке и попечительстве: кто может стать опекуном или попечителем, права и обязанности

Все действия опекуна, его права и обязанности регулируются ФЗ об опеке и попечительстве.

Большинство людей получают полную правоспособность и дееспособность в 18 лет и с того момента сами отвечают перед законом за свои поступки, а также получают право распоряжаться своим имуществом.

До этого момента все важные решения принимаются его родителями или попечителем. Также выполняющих уход отвечает за совершеннолетних, но утративших дееспособность подопечных, например, за психически больных.

Зачем нужны

Опекун – это человек, осуществляющий присмотр над недееспособными лицами, которые не могут отвечать за свои слова и не могут сами позаботиться о себе.

К ним относятся:

  1. Несовершеннолетние дети: до 14 лет над ними осуществляется опека, с 14 до 18 лет – попечительство.
  2. Недееспособные люди: психические инвалиды с детства или ставшие такими из-за травмы.
  3. Пожилые люди: если они признаны судом недееспособными, назначается полная опека, если они не могут позаботиться о себе, но сохраняют здравый ум, назначается патронаж.

Примите к сведению: признание недееспособным происходит только в судебном порядке после изучения медицинской экспертизы.

Существует некоторая разница между полноценным уходом и попечительством и патронажем. При выполнении ухода, присматривающий получает полный контроль над подопечным и полностью отвечает за него и его действия. Дети могут сами распоряжаться своим имуществом, но обязаны спрашивать разрешение присматривающих.

При патронаже подопечные могут сами принимать решения и представлять себя в суде или выписывать доверенность на подопечного, так как они сохраняют полную дееспособность.

Обязанности

В обязанности выполняющего уход, согласно закона, входят:
  1. Забота о физическом состоянии подопечного: уход за ним, лечение, сопровождение на обследования, препятствие причинению самому себе вреда.
  2. Забота в психическом состоянии, развитие детей, забота об их образовании.
  3. Защита прав и интересов подопечного в суде в качестве представителя: подача исков, выступление в суде, подача необходимых документов, например, на развод или о выздоровлении, если оно наступило.
  4. Получение денежных средств (пенсий, выплат, алиментов) и трата денег в интересах подопечного: покупка еды, одежды, необходимых товаров, лекарств, оплату коммунальных платежей и налогов.
  5. Распоряжение недвижимостью и имуществом подопечного в его же интересах.

Следует учесть: попечитель может использовать имущество подопечного только после получения разрешения от органа попечительства.

Каждый опекун получает удостоверение, которое является основным документом.

Регулирование законом

Выполняющих присмотр может стать как родственник подопечного, так и сторонний заинтересованный человек. Чтобы защитить людей, которые не смогут пожаловаться, если что-то произойдет, государство приняло Федеральный закон № 48 от 2008 года.

Последняя редакция была принята в 2016 году. Она полностью регулирует все отношения, права и обязанности сторон. За его исполнение отвечает орган опеки.

Обратите внимание: при возникновении каких-либо вопросов органы опеки и попечительства будут опираться на ФЗ № 48 от 2008 года.

Чтобы защитить несовершеннолетних, недееспособных или физически немощных людей от произвола опекуна, государством был принят закон об опеке. В нем указываются все основные сведения о правах опекуна, его обязанностях и требованиях, предъявляемых при отборе, а также разбирается ряд важных вопросов.

Смотрите видео, о чем говорится в Федеральном законе об опеке и попечительстве:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ

Об опеке и попечительстве

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 18.07.2009 г. №178-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 02.07.2013 г. №167-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 05.05.2014 г. №118-ФЗ, 04.11.2014 г. №333-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2015 г.), 22.12.2014 г. №432-ФЗ, 28.11.2015 г. №358-ФЗ, 29.07.2017 г. №220-ФЗ, 31.12.2017 г. №495-ФЗ, 03.08.2018 г. №322-ФЗ, 29.05.2019 г. №107-ФЗ)

Читайте так же:  Опасность временной регистрации для собственника

Принят Государственной Думой Российской Федерации 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Российской Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 29 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

[2]

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Читайте так же:  Как установить и зарегистрировать счетчик на воду

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

[3]

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон об опеке и попечительстве

Необходимость в оказании опеки над человеком, может возникнуть в разных ситуациях. Независимо от причины, все подобные прецеденты регулируются законодательством РФ. Основной документы, определяющий данные взаимоотношения в правовом поле — Закон об опеке и попечительстве.

Правовое регулирование

Общие понятия, права и обязанности сторон, а также другие нюансы приведены в 48 ФЗ об опеке. Первая редакция документа была утверждена в 2008 году. В связи с изменениями и развитием системы опекунства, закон регулярно обновляется и дополняется новыми пунктами. В частности, последняя поправка была внесена в 2018 году.

Дополнительная информация! Данные об актуальных изменениях, а также новая действующая версия закона присутствуют на официальном сайте Госдумы.

Участие в установлении и осуществлении и завершении действия опеки регулирует, также и Семейный кодекс. При этом, нормы, содержащиеся в этом или других законах не должны противоречить основному ФЗ № 48.

Опека и попечительство

Информация излагается в 8-ми главах, состоящих и 32 статей. Каждая глава ФЗ об опеке регулирует определенную стороны вопроса:

  1. Проясняет общие моменты, понятия.
  2. Определяет задачи и полномочия опекунов и попечителей.
  3. Указывает правовой статус таких людей и особенности их назначения.
  4. Рассматривает имущественные вопросы.
  5. Определяет ответственность уполномоченных лиц.
  6. О порядке аннуляции опеки.
  7. О видах и способах государственной поддержки.
  8. О порядке вступления закона в силу.

Контроль над осуществлением функций, выполняют исполнительные органы. Право определять структуры этих органов имеет высшее должностное лицо определенной территории РФ.

Задачи и принципы государственного регулирования

Исполнительные органы, занимающиеся вопросами выполнения норм закона об опеке, имеют определенные цели. В чем заключаются эти задачи:

  • своевременно выявить людей, которым требуется такая помощь;
  • определить их в семью, орган опеки или обеспечить защиту другими способами;
  • защищать права и интересы подопечных;
  • обеспечить достойные условия для их проживания;
  • проконтролировать, как исполняются возложенные полномочия опекунами и соответствующими органами;
  • предоставить государственную поддержку всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность.

Для осуществления перечисленных задач, государственные структуры придерживаются таких принципов:

  • добровольное принятие на себя обязанности, а также, свободный отказ от нее;
  • контролирование деятельности субъектов опеки;
  • следование интересами подопечной стороны.

Задачи органов опеки

Права и обязанности сторон

Разобраться в том, как распределяются права и обязанности каждой из стороны, можно на примере детской опеки.

Главными обязанностями органов, согласно закону об опеке и попечительстве являются:

  • придерживаться регламента Закона, во время осуществления любых действий;
  • при необходимости предоставлять временное или постоянное проживание, а также оказывать помощь медицинского и психологического характера;
  • учитывать, что приоритетом является защита прав и благополучия опекаемых детей;
  • контролировать условия и уровень жизни обеих сторон;
  • оказывать заботу о физическом состоянии детей, проводить своевременные обследования, предоставлять лечение;
  • учитывать мнение ребенка, которому уже исполнилось 14 лет;
  • при необходимости, защищать интересы в суде, выступая официальным представителем;
  • получать и распределять в интересах подопечного полагающиеся ему денежные средства;
  • распоряжаться крупным имуществом ребенка (недвижимость и т. д.) соблюдая его интересы.

Важно! Орган опеки имеет право обозначить ряд действия, которые не могут совершаться опекуном по отношению к ребенку. Такая мера предусмотрена для обеспечения интересов ребенка, связанных с его индивидуальными особенностями. В частности, речь может идти о запрете менять место жительства. Вероятно назначение особых условий для обучения или воспитания.

Ответственность и права человека, являющегося опекуном ребенка, такие же, как и у родных родителей. Особенность ситуации в том, что соблюдение и регулирование данных показателей постоянно осуществляется уполномоченными органами. Права и обязанности сторон фиксируются в договоре, подписанном, согласно ст. 16 Закона.

Заявление на опекунство

Правовой статус и ответственность опекунов и поручителей

Настоящий закон устанавливает правила для определения лиц, способных выполнять функции опекунов. Такой статус может быть присвоен лицам, старше 18 лет. При этом они должны быть дееспособны. Причиной отказа органов опеки, кроме несоблюдения предыдущих условий могут стать такие:

  • наркотическая или алкогольная зависимость претендента;
  • ограничение в исполнении родительских прав;
  • отстранение от подобных обязанностей в прошлом, на основании вины соискателя;
  • физические или иные ограничения, мешающие выполнять функцию опеки, со всеми предусмотренными обязанностями.

Важно! Действует специальное постановление (№ 542), в котором приведен полный список заболеваний, препятствующих выполнению полноценной опеки.

Наиболее распространенный принцип назначения опекуна — наличие родственных связей между ним и опекаемым лицом. В случае отсутствия таковых, может быть назначен другой человек. При этом, важно обоюдное согласие сторон. Отсутствие родственником или других лиц, желающих выполнять функции попечения, такая задача возлагается на соответствующие государственные органы.

Читайте так же:  Продажа доли в квартире порядок, условия, документы

Соглашаясь на данную роль, человек одновременно принимает на себя ответственность за подопечного, которая выражается следующим образом:

  • забота, содержание, уход;
  • обеспечение своевременной медицинской помощи;
  • предоставление доступа к образованию;
  • защита прав и интересов;
  • представлять интересы подопечного во время заключения любых сделок.

Таким образом, попечитель является представителем своего подопечного в любых мероприятиях. Такие функции он выполняет до достижения ребенком совершеннолетия или до признания человека дееспособным. Беря на себя такую ответственность, человек должен осознавать, что любое действие или отсутствие такового, повлекшее нарушение прав и интересов ребенка, может караться административными или уголовными мерами.

В любом случае, такое соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Для этого необходимо уведомить государственные органы о своем решении прекратить опеку. Перед тем, как снять с себя полномочия, следует пройти предусмотренные законом процедуры.

Имущественные права

Данный вопрос находится под регулированием Гражданского Кодекса. Главное правило, на которое должны ориентироваться опекуны — после обретения дееспособности, ребенок не должен оказаться в худшем материальном положении, чем было до этого.

С этой целью, государство оказывает регулирование имущественных отношений между сторонами. В частности, представитель не может самовольно продавать, менять, дарить или совершать любые другие сделки по отчуждению недвижимости имущества, принадлежащего ребенку. Также такие операции не могут производить другие его родственники. Если такая сделка обоснована и приведет к улучшению уровня жизни малыша, то она должна быть согласована с исполнительными органами.

Материальные средства, имеющиеся у ребенка или выплачиваемые ему (пенсия, пособие, наследство, алименты) могут расходоваться опекуном на содержание, воспитание, обучение и другие нужды подопечного. Принимая на себя такую ответственность, попечитель должен понимать, что его действия контролируются органами опеки. Любое не целевое расходование денег непременно приведет к ответственности.

Надзор за деятельностью представителей

Выполнение всех предписаний, обязанностей и функций, связанных с опекой, контролируются специальными государственными органами. Независимо от того, является ли представитель физическим лицом или это организация, регулирование их деятельности осуществляется:

  • ФС по надзору в сфере образования и науки;
  • Органы местного самоуправления.

Важно: при выполнении этой миссии, эти организации основываются на таких нормативных документах: Конституция РФ, ГПК, Семейный Кодекс.

Функции органов контроля, выполняются по определенному алгоритму, в сроки, указанные законом. К примеру, представители надзора должны регулярно проверять условия жизни подопечного, соблюдаются ли его интересы, состояние его имущества. Также контролируется расход средств, предоставляемых ребенку государством или из других источников.

Также контролирующие органы должны вовремя реагировать на информацию, касающуюся угрозе жизни или здоровья подопечного, ущемлению его прав и интересов. Такая информация может поступать от других родственников, соседей, школьных учителей и т.д.

Важно! Обратиться в орган контроля может и сам подопечный. Таким образом он может обжаловать действия или их отсутствие своих опекунов.

Профилактической мерой, способствующей своевременному реагированию на проблемные ситуации, является отчет опекуна. Этот документ составляется лично, передается в проверяющую организацию по месту жительства и прикрепляется к индивидуальному делу ребенка. В документе должна содержаться информация о состоянии месте хранения имущества, сведения о расходовании средств. К отчету прикрепляются доказательства, в виде чеков, квитанций и других платежных документов.

Прекращение опеки

Согласно законодательству, основанием для такого события могут быть такие причины:

  • наступление совершеннолетия (или иного события, свидетельствующего об окончании опеки);
  • смерть одной из сторон;
  • завершение срока действия акта, согласно которому производится опека;
  • отстранение или освобождение человека от функций;
  • при переходе обязанностей другому лицу;
  • по просьбе одной из сторон;
  • по инициативе органа опеки (в связи с противоречиями интересов сторон).

Также опека прекращается, после достижения подопечным возраста 14 лет. При это, опекун автоматически принимает статус попечителя. Отличия между этими двумя понятиями в мере прав и возможностей опекаемой стороны. С наступлением 14 лет, ребенок приобретает больше возможностей, в вопросах реализации своих прав.

Принудительно отстранить от обязательств органы опеки могут по таким причинам:

  • ненадлежащее выполнение своих обязательств;
  • намеренное нарушение интересов подопечного, а также бездействие, ставшее причиной возникновения проблем;
  • факт грубого нарушения прав, в том числе и финансового или имущественного характера.

Последний пункт может стать основанием для применения законных мер в адрес человека. После прекращения факта опеки, независимо от причин, в орган контроля предоставляется отчет. На основании документа, могут быть приняты решения об ответственности опекуна. В случае отсутствия проблем, договор просто прекращает действие.

Настоящий Федеральный Закон является основным регулятором взаимоотношений сторон опеки, а также государства. Главная его задача — защита интересов и прав опекаемого. Правительство периодически пересматривает те или иные пункты закона, вводя дополнительные нормы или видоизменяя имеющиеся.

Радость Империи

Закон об опеке и попечительстве ФЗ 48

Все положения, касающиеся опеки и попечительства регулируется законом № 48 РФ, именно там есть последняя редакция с изменениями и вся необходимая информация. Из-за жизненных перемен этот закон постоянно претерпевает изменения, и 2019 год не обошел его стороной. И если вы решили оформить опеку, то перед тем как отправиться в нужные инстанции, необходимо ознакомиться с ФЗ с изменениями на 2019 год.

Изменения в законе об опеке и попечительстве

Владимир Владимирович Путин подписал закон о том, что родители могут заранее назначить ребенку опекунов при их совместной смерти. Напомним, раньше было возможно составить такой документ только при смерти одного из родителей.

Согласно законопроекту Минпросвещения стать опекуном несовершеннолетнего в 2019 году не так просто. В новом году изменения коснулись разных сфер. Рассмотрим их по порядку:

Евгения Соловьева, президент организации усыновителей «День аиста» считает, что все пункты нового законопроекта совершенно необоснованные. Она даже не может прокомментировать их, лишь говорит: «Там что ни предложение — то перл. Даже не могу сейчас всерьёз обсуждать их».

Содержание закона

В законе 48 об опеке и попечительстве прописаны 32 статьи и 8 глав, в которых вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. А именно:

  • обязанности и права опекунов;
  • общие моменты;
  • назначение правового статуса лицам, оформившим усыновление;
  • государственная поддержка;
  • временные рамки, обозначающие вступление закона в силу;
  • случаи, при которых аннулируются полномочия;
  • ответственность, которая ложится на опекунов;
  • защита имущества детей.

[1]

Над кем осуществляется опека

Установить опекунство можно в следующих случаях:

  • возраст до 15 лет;
  • смерть родителей;
  • лишение родительских прав отца и матери;
  • поспавшие без вести родители;
  • родители, которые не проживают с ребенком на одной территории и не принимают участия в его воспитании.

Как оформить опеку в 2019 году

Если вы решились в новом году стать родителями и оформить опеку, необходимо посетить местные органы попечительства с необходимыми документами:

  • заявление;
  • справка с места работы, с указанием заработной платы за 2018 год;
  • выписка из домовой книги;
  • справка, полученная в ОВД;
  • свидетельство о заключении брака;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • письменное согласие на усыновление всех домочадцев, кому старше 10 лет;
  • справка из ПФРФ.
Читайте так же:  Заявление на выплату пособия на погребение по месту работы бланк и образец, правила оформления

В некоторых случаях могут потребовать и дополнительные документы. После подачи заявления представители опеки вашего города в течение 3 дней должны проверить ваши жилищные условия. Общая проверка составляет 7 рабочих дней, за этот период работники центра проверяют уровень жизнь, состояние здоровья, доход. После многочисленных проверок человек получает на руки заключение, где прописан отказ или разрешение на усыновление несовершеннолетнего. В случае отказа должны быть указаны его основания.

Если же вы получаете разрешение, то со всеми документами нужно обратиться в центр опеки своего города. Они повторно изучают ваши документы, процесс принятия решения занимает не больше 10 дней.

Отчетность в 2019 году

Если вы усыновили ребенка, то, наверняка, знаете, что нужно ежегодно предоставлять отчет. К обязательным пунктам относятся:

  • Имущественное положение. Нередко случается ситуация, когда оба родителя погибают, но у них остается недвижимость, автомобили и ценные бумаги. В большинстве случаев они передаются их наследнику, за которые до его совершеннолетия несете ответственно вы как опекун.
  • Доходы, полученные в результате распоряжения имущества подопечного. Если вам пришлось продать имущество усыновителя, то стоит предоставить документы о покупке новой квартиры, это целесообразно сделать при увеличении жилплощади.

Каждый опекун должен не позднее 1 февраля 2019 года создать отчет согласно правилам и подать его в нужные инстанции о прошлом годе. Но если вы, например, продали квартиру опекуна в январе 2019 года, то эта информация должны быть в отчете на следующий период.

Вся информация прикрепляется в личное дело. Перед тем как сдать отчетность необходимо запросить бланк, в котором можно писать шариковой ручкой или печатать на компьютеры. Даже если вам требуется изменения, они имеют место быть. Все суммы должны прописываться в рублях, даже если доход был получен в иностранной валюте.

Блогер Оксана из Инстаграма под ником @ herring_under_a_fur_coat счиатет, что в связи с этим законом жизнь детей из детских домов становится еще хуже. Она говорит: «Но я не понимаю, как тест может выявить будут, бить ребёнка или нет? Будут насиловать или нет? Серьезно?». Действительно по письменному тесту сложно определить насколько хорошо приемные родители будет относиться к детям. Да и не всегда кандидаты отвечают честно.

В завершении хочется сказать, что изменения, касающиеся федерального закона в сфере опеки и попечительства неутешительные, так как людям будет сложно оформить усыновление. Представьте ситуацию: в семье есть 4 кровных ребенка, и они хотят оформить опеку, например, над сыном хорошего знакомого после его смерти. И согласно новому проекту он не смогут этого сделать, так как количество несовершеннолетних будет превышать 4.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз «Об опеке и попечительстве» и от 24.04.2008 N 49-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве»

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон N 48-ФЗ) и от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 сентября 2008 года.

Опека и попечительство (..)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

Органы опеки и попечительства (..)

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).

Основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ).

Опекуны и попечители (..)

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан — также Семейным кодексом РФ. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан — также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств — по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона N 48-ФЗ).

Читайте так же:  Чем отличается аренда от найма

Предварительные опека и попечительство (..)

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. При этом запроса сведений о личности опекуна или попечителя в органах внутренних дел, в медицинских организациях и т.п. не требуется (ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 48-ФЗ).

Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению подопечного (..)

Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства, вправе определить ребенку опекуна или попечителя на случай своей смерти (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (..)

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье). Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 48-ФЗ).

Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ (..)

Гражданский кодекс РФ дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Статья ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Изменена норма ГК РФ, устанавливающая возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, — теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

Изменения, внесенные в Семейный кодекс РФ (..)

Семейный кодекс РФ дополнен новой главой «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уточнено правовое положение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности таких организаций. Предусмотрено право этих организаций осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом временная передача детей не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней) (п. 23 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Конкретизированы положения ст. 145 Семейного кодекса РФ о порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (пп. «в» п. 14 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Семейный кодекс РФ также дополнен ст. 148.1, в которой закреплены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка (п. 17 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Уточнены понятия «приемная семья» и «приемные родители» (п. п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Вводятся новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз «Об опеке и попечительстве» и от 24.04.2008 N 49-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве», можно скачать.

Источники


  1. Маринова, К.В. Контроль знаний по биологии: Раздел Человек и его здоровье. 8 класс / К.В. Маринова. — М.: Владос, 2004. — 765 c.

  2. 1260 рецептов народной медицины. Библиотечка лекарственных растений. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 1992. — 224 c.

  3. Лекарственные растения в онкологии / В.Ф. Корсун и др. — М.: Практическая медицина, 2007. — 448 c.
  4. Федеральный закон об опеке и попечительстве
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here