Кворум собрания собственников для принятия решения

Важно и полезно по теме: "Кворум собрания собственников для принятия решения" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Кворум собрания собственников для принятия решения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 О порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

[3]

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Читайте так же:  Документы на смену фамилии в паспорте приняли только с третьего раза история анны из крыма

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений, при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников. Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения.

Количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений), определяется пропорционально площади этого помещения (помещений).

Собственник не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все его голоса обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня. Количество голосов, отданных за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

Читайте так же:  Документы о праве собственности на земельный участок

Собственник нежилого помещения также может участвовать в общем собрании, количество его голосов пропорционально площади указанного помещения.

Также разъяснения касаются уведомления собственников о проведении общего собрания, необходимости подписи в решении, которое заполняет собственник, наличия в нем исправлений и других технических ошибок.

Правомочны ли повестка дня, если по собранию имеется кворум?

Проведено общее собрание собственников МКД. Приняли участие собственники и их представители в количестве 53% голосов от общего числа голосов, принадлежащих собственникам МКД. Повестка дня такая. 1. Выбор председателя общего собрания собственников помещений. За — 48,8% голосов от общего числа собственников. 2. Ограждение придомовой территории. За — 46,9% голосов. 3. Выбор уполномоченного лица для заключения договора с подрядной организацией. За — 39,5% голосов. 4. Включение в платежный документ для выполнения работ. За — 37,8% голосов. Кворум получился от общего числа голосовавших. Не за один вопрос повестки дня не набралось проголосовавших «За» 50 плюс 1%. Правомочна ли повестка дня? Могут ли включить в платежный документ?

По общему правилу, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Кворум (правомочность собрания) в таком случае будет, если в собрании приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

Это означает, что если в доме 10 000 голосов, то на собрании можно принимать решения при количестве участвующих голосов в 5001. При этом для принятия решения по вопросам достаточным будет большинство голосов от количества принявших участие (чтобы «за» проголосовало больше чем «против» и больше чем «воздержался»).

Также существуют вопросы, где необходимо, чтобы «за» проголосовало две трети от всего количества голосов в доме, а не от количества принявших участие. Перечень таких вопросов указан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, среди которых содержится и вопрос о пределах использования земельного участка.

В предложенной повестке дня и итогах голосования содержится вопрос об ограждении территории, для принятия решения по которому необходимо не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку данные условия не соблюдены, решение по такому вопросу не считается принятым.

При этом, если вопросы о заключении договора с подрядной организацией касаются ограждения территории, то смысла голосовать о заключении такого договора нет, поскольку решение по основному вопросу об ограждении территории не принято согласно положениям ЖК РФ.

Аналогична ситуация и с вопросом о включении дополнительных строк в платежный документ.

Таким образом, включение в платежный документ оплаты за ограждение территории в вышеописанном случае будет незаконным.

Что такое кворум общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?

Опубликовано чт, 10/27/2016 — 19:37 пользователем admin

Кворум – это число участников собрания, достаточное для того, чтобы данное собрание было правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.

Применительно к общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме кворум – это число участников общего собрания (собственников помещений в данном доме или их представителей), обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме (Жилищный кодекс, ст. 45, ч. 3).

Наличие у собрания кворума не надо путать с количеством голосов, необходимых, чтобы решение считалось принятым. Для ряда вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, достаточным количеством голосов для принятия решения является большинство голосов от общего числа голосов собственников помещений, принимающих участие в данном собрании (при условии, что собрание имеет кворум), то есть достаточно 25% от общего числа голосов всех собственников в доме +1 голос (при условии, что собрание имеет кворум). Для принятия других решений (например, связанных с капитальным ремонтом многоквартирного дома), необходимо количество голосов, не менее чем 2/3 (66,67%) голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому число участников собрания, обеспечивающее кворум, может оказаться недостаточным для принятия решений по таким вопросам.

Кворум для принятия решения на собрании собственников

Содержание:

Минимум участников собрания собственников жилья, необходимый для принятия решений, называется кворумом. В соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного Кодекса (ЖК), для большинства собраний требуется кворум, составляющий более 50% всех собственников.

При меньшем представительстве собравшиеся могут обменяться мнениями, но это не будет юридически значимым. Для принятия особо важных решений необходимо обеспечить присутствие еще большего количества владельцев жилья. Обо всех аспектах расскажем в статье. Если у вас останутся вопросы, можете получить консультацию у юриста.

Нет времени читать статью?

Основные принципы определения требуемого кворума

Органом управления многоквартирного дома (МД), согласно 1 части 44 статьи ЖК, является собрание собственников жилых помещений в этом доме. Требуемый для принятия различных решений кворум определяется несколькими статьями данного нормативного акта. Чем более значима обсуждаемая проблема, тем выше необходимый показатель.

Возможные значения кворума для принятия различных решений перечислены в 1 пункте 2 части 44 статьи и в 1 части 46 статьи ЖК (ссылка в конце статьи). Установлены следующие варианты требуемого количества голосов: более половины, две трети и 100%.

Требование по минимально возможному представительству гарантирует невозможность организации двух легитимных собраний одновременно. На каком-то из них необходимого количества собственников не будет. Кроме того, при необходимости собрание собственников вправе изменять требуемое значение представительства в сторону увеличения.

Читайте так же:  Можно ли оформить в собственность арендованный участок земли

Владельцы жилья в многоквартирном доме имеют разные по площади квартиры. Поэтому голосование идет не по простому подсчету собравшихся. Наиболее распространено соотношение 1 голос = 1 м2 жилья. С учетом этого и нужно проводить подсчет голосов на каждом собрании собственников.

Кворум и голосование

При наличии необходимого представительства можно приступать к голосованию. Основную часть вопросов законодателем разрешено принимать при простом большинстве, причем не всех владельцев жилья, а только собравшихся. То есть при наличии на собрании более чем половины собственников решение конкретного вопроса принимают от 50 процентов этой половины.

Другими словами, решать многие проблемы жизнедеятельности многоквартирного дома могут чуть более четверти жильцов. Таким вопросом является, к примеру, распределение затрат на обслуживание дома. Или механизм управления общим имуществом, допустим, через выборы Совета собственников МД.

Голосование на собрании владельцев жилья может проводиться в очной или заочной форме, а также в очно-заочной.

Вопросы, для которых достаточно простого большинства

Выборы Председателя и секретаря собрания, а иногда и комиссии жильцов обязательны на каждом таком собрании собственников жилья. Не менее важно установить место хранения копий протокола и прочих документов собрания.

Кроме этих вопросов, простым большинством также утверждается порядок уведомления владельцев о намеченном собрании собственников или о решенных на нем вопросах. Такое случается, когда установленный Жилищным Кодексом порядок такого информирования необходимо изменить.

Подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4 части 2 статьи 44 ЖК также определено, что простым большинством можно решать следующие вопросы:

  • выбор информационной системы, используемой для заочного голосования (например, ГИС ЖКХ);
  • выборы администратора общего собрания для такой системы;
  • утверждение Положения о проведении собраний с применением системы;
  • определение правил заочного голосования и приема голосов администратором.

Часть 2 статьи 161 Кодекса устанавливает обязанность владельцев жилья выбрать метод управления домом. Это может быть самостоятельное управление или через управляющую компанию, товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив.

Пункт 4 части 2 статьи 44 и часть 1 статьи 46 позволяет большинством голосов утверждать выбранную управляющую компанию и договор с ней. Если речь идет о смене управляющей организации, то утверждается и прекращение контракта с предыдущей.

Размер оплаты услуг УК, вознаграждения Председателю МД, платы за комм. ресурсы на содержание общего имущества также решаются простым большинством участников собрания собственников. Как и заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов, договора с региональным оператором по вывозу ТБО, обустройство ограждений, цветников, детской и автомобильной площадки.

Другие распространенные вопросы, которые решаются большинством участвующих:

  • оснащение подъездов домофонами;
  • оборудование системы видеоконтроля;
  • обустройство мест отдыха у дома;
  • применение датчиков движения;
  • найм консьержей.

Для утверждения тарифов на оплату содержания таких нововведений также достаточно простого большинства участников совещания. Но уже более половины голосов всех собственников необходимы для наделения администрации МД правом решения вопросов текущего ремонта.

Как и для того, чтобы решить порядок формирования фонда кап. ремонта, открытия счета для аккумулирования взносов на его проведение, если собственниками выбран такой метод финансового обеспечения работ.

Вопросы, требующие 2/3 голосов

При таком количестве согласных происходит наделение Совета или Председателя правом решать вопросы управления домом, а также распоряжение всем общим имуществом. Заметьте, это не касается его обслуживания. Речь идет о сдаче в аренду участка придомовой территории или подвала, об установке рекламного носителя любого типа и т.д.

В эту категорию таких вопросов попадают и солидные материальные расходы — такие как затраты на кап. ремонт и на реконструкцию здания. Так утверждают сумму взноса на кап. ремонт и всего фонда этого мероприятия.

Аналогично согласовывают осуществление займа, условия договора кредитования, назначают ответственное за оформление кредита лицо. Это, кстати обезопасит собственников от возникновения споров, которые могут дойти и до суда.

100% голосовавших и 100% всех собственников

На практике решить вопрос, требующий полного единодушия, весьма затруднительно. Даже просто обеспечить 100-процентную явку — задача не из легких. Что уж говорить об единогласии собственников в принятии решения. К счастью, необходимость такого голосования установлена законодателем лишь для немногих случаев.

Полное одобрение всех участников собрания собственников необходимо при решении следующих вопросов:

  • изменение границ личного владения — например, при постройке отдельного крыльца к помещению на первом этаже;
  • снос дома и смена жилья по программе обновления ветхого фонда;
  • переустройство, дополнение новыми элементами общего имущества.

Часть 3 статьи 36 ЖК особо подчеркивает необходимость 100%-го согласия всех собственников жилья в принятии одного важного решения. А именно — вопроса об уменьшении общего имущества многоквартирного дома.

Кворум собрания собственников для принятия решения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 марта 2019 г. № 8125-ОО/06 О необходимом количестве голосов для принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Читайте так же:  Получение кадастрового паспорта на квартиру через мфц

В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, предусмотрено три варианта принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме:

— большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;

— более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

— большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом согласно пункту 3 части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации решения по каждому вопросу повестки дня выражаются формулировками «за», «против» или «воздержался».

В части 6 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Таким образом, поскольку действующее законодательство содержит требование к тому, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант, то, по мнению Департамента, применение при голосовании «относительного большинства» не представляется возможным и решение считается принятым, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, если за вариант «за» проголосовало:

— большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;

— более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

— большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента, недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

[1]

Заместитель директора
Департамента жилищно-коммунального
хозяйства
О.А. Олейникова

Обзор документа

Минстрой разъяснил порядок принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.

Закон требует, чтобы по каждому вопросу собственник должен выбрать только один вариант голосования («за», «против» или «воздержался»). Решение считается принятым, если за вариант «за» проголосовало:

— большинство голосов от общего числа голосов участвующих в собрании собственников;

— более 50% от общего числа голосов собственников;

— большинство не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников.

Нельзя считать решение принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но количество голосов для принятия решения не набрано.

Порядок проведения общего собрания собственников многоквартирного дома: правила, сроки и повестка дня

Вопросы, отнесённые законом к ведению коллективного органа, всегда тяжело решить в первую очередь из-за сложной процедуры согласования интересов всех членов коллектива.

Поэтому законодатель обращает пристальное внимание к процедуре проведения голосования с большим количеством участников.

Всё это относится и к собранию собственников МКД, отчего нам кажется, что кодекс написан таким образом, чтоб мы никогда не сумели договориться.

Давайте разберёмся в деталях, и научимся пользоваться законом в своих интересах.

Методика и требования по ЖК РФ

Правила проведения общего собрания и основные требования указаны в 45 статье ЖК РФ.

Правила заполнения протокола содержит приказ Министерства строительства №937.

Многие пункты в этих документах имеют «размытые» формулировки, позволяющие собственникам самим решать, какой вариант подходит им лучше всего.

Методика проведения собрания собственников МКД состоит из несколько основных пунктов:

обязательная регулярность; закон не ограничивает количество заседаний, которые можно проводить в течение года, однако, как минимум, вы должны собраться один раз в год;

инициировать собрание может любой собственник; созвать владельцев может также Совет дома и управляющая компания; все важные вопросы общего собрания должны решать именно владельцы, поэтому Совет дома должен собирать их для принятия всех финансовых вопросов;

Читайте так же:  Льготы пенсионерам на оплату коммунальных платежей

провести голосование можно лишь при присутствии кворума; он составляет более 50% голосов, однако в решении некоторых вопросов, например, о реконструкции дома, должны принимать участие не менее ¾ собственников многоквартирного дома;

  • Вы можете провести собрание как в очной, так и в заочной форме; если кворум не присутствовал, то можно назначить заочное голосование.
  • Поэтому если у вас никогда ещё не проводилось подобных заседаний – наберитесь терпения. Помните, что со временем жильцы привыкнут к таким встречам и будут охотней сотрудничать.

    Вообще же процедура проведения собрания по закону является максимально удобной для жильцов.

    Например, вы сами можете решать, как нужно вручать уведомление.

    Можете отправлять его заказным письмом, отдавать лично в руки каждому или же размещать в помещении дома.

    Вы можете решать, как часто будут проходить плановые встречи, какой будет размер кворума, как проводить голосование и многое другое.

    Все эти нормы вы можете утвердить общим решением и внести в статус Совета дома.

    Процедура проведения

    Собрание проводится в несколько этапов. Во-первых, необходимо выбрать секретаря, председателя и членов счётной комиссии. Это техническая часть.

    Во-вторых, нужно провести обсуждение вопросов, после чего проводится голосование.

    В-третьих, необходимо подвести итоги и оформить протокол собрания.

    Организационные вопросы

    Для многих самой запутанной является именно техническая часть. Кто такой председатель и секретарь? И кого можно назначить на эти должности? Каковы сроки проведения общего собрания? Давайте рассмотрим всё по порядку.

    В таких случаях поможет памятка по проведению сборов жильцов МКД, в которой будут записаны обязанности участников.

    Председатель, по сути, является ведущим, который рассказывает о повестке дня и объявляет выступающих.

    Он следит за соблюдением регламента проведения и собрания и за повесткой.

    Секретарь – человек, который занимается оформлением протокола. Он должен составить список присутствующих и заполнить все обязательные поля.

    Счётная комиссия состоит из нескольких собственников многоквартирного дома, задачей которых является точный подсчёт голосов.

    Обычно на эти должности назначают одних и тех же людей, которые хорошо знакомы с процедурой. Назначить можно любого из собственников помещений МКД – никаких ограничений в законе не указано.

    Обсуждение повестки дня

    По завершении технической части проводится обсуждение и принятие решений по заданным вопросам. Это основная часть, которая, по сути, и является целью собрания. Как проводится обсуждение?

    Нередко этот этап считают чистой формальностью – никакого обсуждения не делают, а лишь заявляют об имеющихся вариантах, после чего проводят голосование.

    Однако по закону такое официальное обсуждение должно быть удобным инструментом.

    С его помощью собственники могут высказать своё мнение и, при желании, предложить разные варианты решения поставленных задач.

    Обсуждение не стоит растягивать, устраивая длительные споры – обычно выступают два-три человека, чего вполне достаточно. После этого сформированное предложение выносится на голосование.

    Ход обсуждения следует указать в протоколе. Некоторые решают записать полный текст каждого выступления, прикрепив их в качестве дополнения к протоколу. Обычно достаточно указать кто выступал и какие были предложения.

    Всё это нужно заполнять в третьем лица во множественном числе. Например, нужно писать «слушали», «предложено», «постановили».

    Те, кого особенно волнует поднятый вопрос, смогут предварительно ознакомиться с материалами и заранее подготовить своё выступление.

    Методические рекомендации к составлению протокола

    Составление протокола – важная часть проведения собрания. Он считается официальным документом, который, по сути, подтверждает факт проведения голосования и включает в себя итоговые результаты.

    Указанные в нём решения обязательны к выполнению и касаются всех собственников, даже тех, кто выступал против.

    Протокол нужно оформить в течение 10 дней с момента проведения заседания, однако обычно это делают прямо на собрании.

    Все данные в него вносит секретарь. В конце его должны подписать председатель, секретарь и члены счётной комиссии.

    [2]

    В течение этих же 10 дней нужно предоставить копии

    инициатору собрания, управляющей компании и организации государственного контроля.

    Звоните юристу

    Подберем специалиста за вас

    8 (499) 350-97-63 — Москва

    8 (812) 309-74-28 — СПб

    Полезное видео

    Посмотрите интересный видео фрагмент о правильной организации общего собрания собственников МКД:

    Указанные в законе правила должны обязательно соблюдаться, иначе вы потратите своё время зря: результат голосования можно будет признать недействительным.

    Само заседание состоит из нескольких этапов. В технической части нужно выбрать председателя и секретаря, которые отвечают за соблюдение процедуры. Их и членов счётной комиссии выбирают простым большинством.

    Основной частью является обсуждение вопросов. В заключение подводятся итоги и составляется протокол.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Доверьте опытному и педантичному соседу следить за соблюдением регламента — в этом деле лучше дуть на воду, чем обжечься на молоке.

    Источники


    1. Лавренов, В.К. 500 важнейших лекарственных растений / В.К. Лавренов, Г.В. Лавренова. — М.: АСТ, 2003. — 512 c.

    2. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника; Академия — Москва, 2012. — 288 c.

    3. Огуреева Галина , Микляева Инесса Ботаника; Аванта+ — Москва, 2007. — 315 c.
    4. Кортиков, В. Н. Лекарственные растения / В.Н. Кортиков, А.В. Кортиков. — М.: Айрис-Пресс, Рольф, 1998. — 768 c.
    5. Голышенков, П. П. Лекарственные растения / П.П. Голышенков. — М.: Мордовское книжное издательство, 1982. — 312 c.
    6. Кворум собрания собственников для принятия решения
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here