Пенсия в ссср особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы

Важно и полезно по теме: "Пенсия в ссср особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Пенсия В Ссср Появилась В Каком Году

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости»), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.
Вопрос о пенсиях, будучи по своей сути вопросом прагматическим, в нормальной, не разгоряченной полемикой, социальной обстановке, должен и решаться, исходя из реальных возможностей государства.

Пенсия в СССР: особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным. Я нашла данные про пенсии участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами. Им полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа). Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.).

Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее. Александр I в 1803 году повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшим инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Read my journal [[journal_url»,»api.error.groups.group_already_exist»:»Group already exist»,»adfox.noads.paid»:»Log in to stop seeing ads in this journal»,»fbmerging.step5.description.title»:»Well done!

Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей. При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза. Этот вопрос был передан на усмотрение на местах. Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию. Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно — или пенсию, или зарплату. Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток. Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.

Тогда был принят соответствующий закон. По нему мужчины могли рассчитывать на пенсионное обеспечение с 60 лет, при стаже минимум 25 лет, женщины — в 55 лет, проработать на благо государства они должны были не менее 20 лет. При этом в том случае если человек трудился в тяжелых условиях, например на Крайнем Севере, или выполнял работу, значимую для общества — учитель, врач — на пенсию можно было выйти и раньше. Размер пенсий зависел от зарплаты. В городах пенсионеры получали в среднем от 70 до 120 рублей.

Оказывается, с 1917 по 1928 гг. пенсии по старости в СССР никто не получал. С 1928 г. их стали назначать рабочим некоторых отраслей. Ну а служащих советская власть облагодетельствовала только начиная с 1937 г.

История пенсий, или Туда и обратно

Конечно, если Российская Федерация воспринимается как «молодая страна», которой без году неделя, то, как говорил другой реформатор, надо «учиться, учиться и учиться» у всех подряд, и у Запада в первую очередь.

За проголосовали 328 депутатов, против – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Минимальная пенсия в СССР составляла 35 рублей. Это так называемая социальная пенсия, которая предназначалась не работавшим людям, или тем кто не получил нужный стаж.

Правда, пенсионеров было немного, поскольку солдат эта мера не затрагивала, а большинство офицеров являлись помещиками и имели средства.

Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. «За» проголосовали 328 депутатов, «против» – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Назначение пенсии и ее размер в каждом случае зависели от воли монаршей. Грибоедовский Фамусов, вспоминая, каким весом обладал при дворе его покойный дядя Максим Петрович, риторически вопрошал: «В чины выводит кто, и пенсии дает? «. Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года.

Пенсии были исключительной привилегией офицерства. Крепостных рекрутов, отслуживших 25 лет, отправляли в родные деревни. Моральным долгом помещика считалось помочь заслуженному воину обзавестись хозяйством и вообще относиться к нему с уважением. Инвалидов определяли на жительство и прокорм в монастыри. О гражданских лицах государство вообще не заботилось.

Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.

Пенсии в Российской Империи к революции состояли из двух частей: государственной казенной и эмеритальной накопительной для невоенных; и трехсоставной: казенной, эмеритальной и выплачиваемой из Комитета о раненых для военных. Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за любую пятилетку из десяти лет непрерывной работы. За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов.

Читайте так же:  В июле пенсионеры получат повышенные пенсии, а родители детей-инвалидов ‒ по 10 000 руб

Для всех нормальных людей солнце восходит на востоке, но у наших прогрессистов всё не так. Солнце всех реформационных идей всходило, всходит и продолжает светить им только с запада. Они продолжают отрицать и всякое самобытное творчество в этих областях, и всякий опыт национальной традиции. СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России. Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Примерно с этого же времени колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст, трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.
Екатерина II почти сразу после прихода к власти, в 1763 году, повелела ежегодно отпускать 50 тысяч рублей на пенсии отставному генералитету. К концу ее царствования сумма возросла до 300 тысяч рублей.

Когда появились первые пенсии в мире, СССР и РФ

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере.

Разговор на кухне с родственниками заставил покопаться в Интернете, так как никто даже примерно не знал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.

Споры о пенсиях всколыхнули ненужные социальные эмоции в нашем обществе. Действительно, эта тема волнует всех или почти всех. Ей не интересуется только достаточно узкая прослойка богатых и хитрых, решивших свои материальные вопросы в смутные времена накопления капитала. Накопленных часто не только для себя, но и, как им кажется, для своих близких, на века вперед.

Что-то неправда про минимальную пенсию в СССР в 35 рублей. Мой дед прошёл всю войну и ему начислили пенсию 30 рублей. Не хватило стажа видите ли потому что он работал в колхозе, который потом стал совхозом. А стаж колхозный и совхозный не складываются.

Как отчислялась пенсия в советское время и куда

История пенсий в России и СССР

Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения. Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято

«Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию»

, и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. 1937-ОЙ: СТИПЕНДИЯ БОЛЬШЕ ПЕНСИИ До 1956 г.

Как в ссср начислялись пенсии из чего

Первый Декрет Совета народных комиссаров «О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой» вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года. Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней). Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве.

Советские колхозники без пенсий

Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат.

Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами.

Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет — самой старшей «нищенствующей» было 103 года) были вынуждены «собирать куски». В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.Часть

Какой советский заработок выгоден для пенсии

Если выше 0,55: РП = (СК х КСЗ х 1 671 – 450) х Стаж, где:

  1. Стаж для женщин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 20;
  2. Стаж для мужчин = количество лет, отработанных до 2002 года, разделенное на 25.

Если при подсчетах (СК х КСЗ х 1 671) получается меньше 660, значение РП устанавливается в размере 210 р.

Размер Пенсии В Ссср В 1975 Году

Законом о государственных пенсиях, принятым в 1956 году, предусмотрено пальнейшее улучшение пенсионного обеспечения трудящихся.

Пенсионные выплаты для советских пенсионеров обычно брались из взносов социального страхования, которое производилось самим государством. В те времена подобные страховые денежные взносы не привязывались к заработной плате будущего пенсионера. И если таковые взносы работником не производились, то советский гражданин все равно имел полное право на пенсионное обеспечение при достижении определенного возрастного порога «старости».
Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей. Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда.

Пенсия в СССР: особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы

Верхний потолок пенсии был 120 рублей в месяц. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Or, if you prefer…»,»date.format.offset»:»0″,»api.error.filters.filter_already_exist»:»Filter already exist»,»medius.entry.shared»:»поделились»,»talk.deletedpost»:»Deleted comment»,»fotki.album.edit.empty.photo.title»:»no title»,»post.category.cancel»:»Cancel»,»loginform.error.ipbanned.distribution»:»Your IP address is banned»,»fbmerging.step4.form.week»:»Last week»,»likus.users.title»:»They liked it»,»adfox.noads»:»Tired of ads?
За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

Пенсионерам по старости пенсии назначаются в размерах от 50 до 100% средней заработной платы. Кроме того, устанавливаются надбавки к пенсиям за непрерывный стаж работы и на нетрудоспособных членов семьи. Значительно увеличены пенсии и другим группам пенсионеров.

Была назначена в 1975 году одной из моих бабушек. Общий (прерывный) стаж — немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.

Кроме того, в колхозах народ держал огороды и хозяйство. Пока моя бабуля в колхозе жила, ей, как и всем колхозникам, каждую весну колхозный трактор огород перепахивал, сено и зерно выделяли для скотины, дрова на зиму завозили, стройматериалами на ремонт дома периодически обеспечивали, сено можно было на лугах косить, дрова в лесу самостоятельно заготавливать. И т.д., Бесплатно.

Если селюк не мог сдать это в натуральном виде, то был обязан уплатить деньгами по среднерыночным ценам, иначе суд и другие «приключения электроника».

О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы.

Читайте так же:  Технический план на земельный участок

Одни — подзабыли, другие — никогда не знали. Быть может и в Российской империи дела были не лучше, если революция случилась?

В 1991 году Мария Васильевна вышла на пенсию при зарплате 312 рублей. Сейчас на календаре 2017 год, и ее пенсия составляет 300 BYN.

Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата — 120 рублей.

Пенсия колхозника в СССР — 12 рублей.

Одинокие пенсионеры и инвалиды (взрослые и дети), нуждающиеся в уходе, помещаются в дома для престарелых и для инвалидов, где они находятся на полном обеспечении государства.

Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии. Отдельный разговор — пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат.

Пенсионный возраст был одинаков во всех союзных республиках: по достижении 55 лет для женщин и 60 лет — для мужчин. Для рабочих и служащих с тяжелыми условиями труда: 55 лет – для мужчин (при стаже не менее 25 лет), 50 лет – для женщин (при стаже не менее 20 лет).

[1]

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

Больше всего пенсионеров на Украине проживает в Днепропетровской области – более миллиона человек (данные Пенсионного фонда).

В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям. При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.

В Российском государстве пенсии на законодательном уровне были приняты еще при Николае Первом. Они также осуществлялись для военнослужащих в офицерском звании и с большим сроком службы – от 25 лет.

Размер минимальной и средней пенсии в СССР: каким он был

Мария Васильевна Тищенко с 1956 по 1991 год (35 лет) отработала бухгалтером на разных столичных предприятиях в транспортной и строительной отраслях, снабжении.

Пенсионное обеспечение в СССР 14 июля 1956 года — день, когда появилась пенсия в СССР. Тогда был принят соответствующий закон. По нему мужчины могли рассчитывать на пенсионное обеспечение с 60 лет, при стаже минимум 25 лет, женщины — в 55 лет, проработать на благо государства они должны были не менее 20 лет. При этом в том случае если человек трудился в тяжелых условиях, например на Крайнем Севере, или выполнял работу, значимую для общества — учитель, врач — на пенсию можно было выйти и раньше. Размер пенсий зависел от зарплаты. В городах пенсионеры получали в среднем от 70 до 120 рублей. Минимальная пенсия в СССР составляла 35 рублей. Это так называемая социальная пенсия, которая предназначалась не работавшим людям, или тем кто не получил нужный стаж.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России. Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года. Для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах: 50 лет — для мужчин (при стаже не менее 20 лет); 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет). Для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет).

Выделим основные особенности:

  • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
  • стаж — от 20лет;
  • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
  • максимальные критерии — 102 рубля;
  • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
  • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
  • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
    • беременные женщины;
    • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
    • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
    • инвалиды.

Средний размер пенсии в России — 12,8 тыс. рублей. Всего в России 42,7 млн пенсионеров, что составляет 28% от всего населения страны.

То есть средняя пенсия моих дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.
В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей.

Действительно, были у колхозников пенсии в 12 рублей, а некоторые городские пенсионеры получали по 35. Как могла народная советская власть выплачивать такие мизерные пенсии своим гражданам? И почему до 1956 года коммунистам в голову не приходило, что стариков нужно обеспечить пенсиями?

Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.

Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за любую пятилетку из десяти лет непрерывной работы. За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов.
В капиталистических странах расходы на выплату пенсий в значительной степени падают на плечи трудящихся. Так, например, в США в настоящее время рабочие и служащие отчисляют из своего заработка два с четвертью процента, что составляет 50% пенсионного фонда.

Пенсия в СССР: особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

Читайте так же:  Как снизить кадастровую стоимость земельного участка как это сделать самому

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Читайте так же:  Защитят ли эскроу-счета покупателей квартир от недобросовестных застройщиков

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

[2]

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсия в СССР: особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы

Пенсии в современной России (социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

Пенсии в современной России (социальные реформы в.

Пенсии в современной России
(социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

К началу 1990-х годов распределительная пенсионная система, существовавшая в Советском Союзе, полностью исчерпала свои возможности. Как и в целом советское государство, которое в результате резкого обострения экономического кризиса, с попутным ростом социальной и политической напряженности прекратило существование в декабре 1991 года. Но фактически распад страны состоялся гораздо раньше — с выходом из состава СССР прибалтийских республик, а затем и Российской Федерации.

12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в РСФСР», который вступал в действие постепенно, в течение 1991-1992 годов.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации продолжала наследовать распределительную схему советского периода.

Текущие пенсионные выплаты формировались из поступлений в федеральный бюджет. Размер пенсий устанавливался, в соответствии с законом, пропорционально трудовому заработку. Также были сохранены все ранее действовавшие категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Все остальные виды пенсий, которые назначались в особом порядке, в том числе с учетом профессиональной или региональной специфики, были объединены в четвертую категорию — «за выслугу лет».

Но наряду с традиционными положениями, в новом законе о пенсиях применялись принципиально важные новшества, отличавшие пенсионную систему России от прежней советской модели. Так, например, механизмы накопления пенсионных средств не предполагали бюджетных дотаций. Источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления — страховые взносы работодателей и работников.

Российское пенсионное законодательство впервые представляло собой нормативную базу социального страхования.

Начало полномасштабной пенсионной реформы было ознаменовано выходом Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года «Об организации Пенсионного фонда России».

Таким образом, впервые в стране — если не брать во внимание дореволюционную историю России — была учреждена самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая организация, на которую возлагались все задачи пенсионного обеспечения, включая формирование источников финансирования пенсий.

Новым инструментом реализации пенсионных прав граждан становилась консолидированная система обязательных и добровольных страховых платежей, отчисляемых работниками и работодателями.

Обстановку, в которой правительство России в 1990 году принимало решение о создании Пенсионного фонда, исчерпывающе объясняет следующий факт: размер федерального бюджета на момент признания государственного суверенитета Российской Федерации был сопоставим с муниципальным бюджетом Нью-Йорка (на уровне 20 миллиардов долларов в начале 90-х).

Переход от распределительной к страховой системе пенсионного обеспечения происходил в России поэтапно, с учетом практического опыта применения современных механизмов пенсионного обеспечения в развитых странах.

Характерная особенность отечественного пенсионного законодательства, которое определяло дальнейший ход пенсионной реформы: средства Пенсионного фонда были отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

Данная модель управления пенсионными средствами, не традиционная для зарубежного пенсионного законодательства, сыграла важную роль в дальнейшем развитии пенсионной системы России. В частности — в появлении накопительной компоненты пенсий в начале 2000-х годов.

Разработчики первой версии пенсионного законодательства России — Закона о пенсиях от 1990 года — решали одну из главных на тот момент задач: как можно более безболезненно осуществить переход от распределительной пенсионной системы к страховой.

Кроме того, стояла задача сделать пенсионное обеспечение универсальным — то есть, привести к общему знаменателю пенсионные права всех граждан России, независимо от социального статуса, условий труда и места жительства. Для этого необходимо было включить в систему пенсионного обеспечения все категории населения, включая тех, кто не имел трудового стажа.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 годы) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые, например, позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию. По новым правилам, чтобы увеличить размер будущей пенсии, достаточно было найти более доходное место службы за пару лет до пенсионного возраста.

Изменилось и соотношение размера пенсии и оплаты труда.
Впервые было введено понятие нижней границы минимальной пенсии, которая устанавливалась исходя из индексируемого размера прожиточного минимума.

Читайте так же:  Карты #всесразу от райффайзенбанк – возможность тратить и зарабатывать одновременно

Уровень предельно допустимой дифференциации пенсий также изменился: Максимальный размер пенсии мог превышать минимальный в 3 раза, в то время как в советский период допускалась разница максимального и минимального размера пенсий не больше чем в 2,5 раза. Что отвечало принципам распределительной пенсионной системы, но в условиях накопительно-страховой системы становилось явным анахронизмом.

При том уровне дифференциации доходов, который возник в России уже в начале 90-х годов, сохранение жесткого ограничения максимального размера пенсии не могло бы стимулировать работников к участию в страховой пенсионной системе.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Но тем не менее, главной проблемой пенсионного закона стало то, что кардинальные изменения в жизни россиян происходили гораздо быстрее, чем можно было предусмотреть в законодательстве 1990 года.

Поэтому первые поправки к нему стали вноситься еще до того, как пенсионным правом в России успели воспользоваться новые категории граждан, которые стали пенсионерами в результате лишь устранения прежних пробелов в пенсионном законодательстве.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты.

Важнейшие законы, которые в основном определили нормативную базу пенсионной реформы, были приняты во второй половине 90-х годов и начале 2000-х. В том числе — Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Федеральный закон от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Спецификой реформирования пенсионной системы России было то, что ранние редакции закона о пенсиях, и последующие поправки к ним продолжали в той или иной форме наследовать прошлые стереотипы социальной справедливости, нередко вступая в противоречия друг другу и самим себе.

Подобной проблемы не было в ходе реформирования пенсионного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Там реформы происходили в более сжатые сроки, поскольку были более строгими и последовательными.

Кроме того, серьезные помехи для полноценной реализации социальных реформ в России создавались в период экономических кризисов, неоднократно поражавших мировую экономику начиная с 1998 года.

Так, в 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Однако реализацию пенсионной программы остановил финансовый кризис 1998 года, который существенно изменил только что стабилизировавшиеся социально-экономические условия в стране.
Уже во второй раз с начала 90-х годов реальный размер пенсионных выплат в России сократился вдвое.

К концу 1998 года средняя пенсия опустилась до 80 % прожиточного минимума пенсионера. Быстро вернулись из недавнего прошлого такие явления, как задолженность по выплате зарплат и пенсий.

Падение доходов трудящихся сказалось в целом на снижении налогооблагаемой базы. Доходы Пенсионного фонда России сократились в 1998 году почти на 80% по сравнению с предыдущим годом.

В конце 1998 года общая задолженность по выплате пенсий составила 15 % годового дохода Пенсионного фонда, или более 26 млн рублей (по курсу после деноминации).

В 1999 году сокращение выплат в Пенсионный фонд продолжилось. Минимальная пенсия с учетом компенсации не превышала в тот год 50% прожиточного минимума пенсионера, а средняя пенсия – 70%. Падение пенсионных доходов продолжалось в течение одного года.

Впоследствии, чтобы восстановить выплаты пенсий на докризисном уровне, потребовалось около четырех лет.

Причем, все это время задача по выравниванию провалов в доходах Пенсионного фонда занимала основное внимание правительства. Реформы в пенсионной системе, таким образом, снова были отсрочены на несколько лет.

Так, например, к идее укрепления привязки размера пенсии к заработку работника правительство вернулось лишь в 2000 году — когда был восстановлен баланс в Пенсионном фонде и когда, наконец, удалось ликвидировать задолженность по пенсионным выплатам.

В 2001 году соотношение заработка в расчете индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) составило 1,2 раза — что означало достижение максимального уровня, предусмотренного законом 1997 года. Такое соотношение позволяло полностью учитывать зарплату 75–80% потенциальных пенсионеров.

К концу 2001 года размер средней пенсии приблизился к прожиточному минимуму пенсионера в России.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании — агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц — возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

Накопительная часть трудовой пенсии также есть у застрахованных лиц в возрасте до 1966 года рождения, в пользу которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд с 2002 по 2004 гг. включительно. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с поправками в законодательстве. Но все работающие старше 1967 года рождения вправе выбирать управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды для инвестирования средств в страховую часть будущей пенсии.

Проблема перехода к накопительному методу пенсионного страхования долгое время была предметом бурных дискуссий в российском обществе и в экспертных кругах. Вопрос в итоге был решен в пользу принятия смешанного варианта — когда пенсионное страхование сочетает в себе элементы распределительной и накопительной модели.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но и на этом точка в дискуссии о целесообразности применения трехсоставной структуры пенсионного капитала в России не была поставлена. Настройки механизмов пенсионной системы продолжаются, в том числе с учетом практического опыта, полученного за последние 20 лет

Источники


  1. Лекарственные растения. — М.: Лабиринт-К, 2000. — 104 c.

  2. Все о лекарственных растениях. — М.: Книжный дом, 2010. — 544 c.

  3. Валягина-Малютина, Е. Т. Лекарственные растения / Е.Т. Валягина-Малютина. — М.: Специальная литература, 1996. — 274 c.
  4. Лекарственные растения вашего сада. — М.: АСТ, Кладезь, 2014. — 160 c.
  5. Пенсия в ссср особенности, правила расчета, отличия от нынешней системы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here