Право собственности на землю виды

Важно и полезно по теме: "Право собственности на землю виды" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Какие виды собственности на землю существуют в Р/Ф.

В России существует несколько видов собственности.
1. Государственная федеральная собственность.
2. Государственная собственность субъектов федеративного договора (г. Москва, г. Санкт-Петербург, автономные республики, края и области).
3. Муниципальная или городская собственность.
4. Частная собственность.
Собственниками земли могут быть как юридические лица, так и физические, при этом форма владения или пользования землей подразделяется:
— собственность на землю.
— пожизненное наследование, владения землей.
— бессрочное (постоянное) пользование землей.
— аренда земли.
— право сервитута (для одного),(для многих — обременение).

Собственность на землю.
Права собственников земли являются наиболее полными по сравнению с правами, возникающими в случае других форм владения или пользования землей, а количество ограничения права собственности минимальна.
Собственники земельного участка имеют право:
— продать земельный участок (целиком или частично в соответствии с требованиями РЗК).
— заложить земельный участок (целиком или частично).
— обменять землю.
— сдать земельный участок в аренду, разрешить субаренду.
— подарить земельный участок.
— передать земельный участок по наследству.
К ограничениям права собственности можно отнести только целевое назначение земельного участка, определяющая виды деятельности, которые могут осуществляться на его территории или обременение земельного участка специально установленное для него.
Обременение земельного участка предоставляет право трем лицам использовать часть его территории в своих целях, определяемых формой обременения (для прохода, проезда ).

Пожизненное наследование, владения землей.
Земли, находящиеся в пожизненном наследуемом владении позволяет реализовать все права собственника земли, за исключением прав, реализация которых приводит к получению денежного дохода без непосредственного использования земельного участка.
Владельцам земельных угодий, обладающего правами пожизненного владения запрещаются продавать, закладывать, сдавать в аренду.
Единственный вид сделки, который может быть осуществлен без каких-либо ограничений — передача земли по наследству.
Владеть землей в данной форме могут только физические лица.
Правоудостоверяющий документ — государственное свидетельство на права пожизненного наследуемого владения землей.

Бессрочное (постоянное) пользование землей.
Земля, находящаяся в бессрочном (постоянном) пользовании реализует все права землевладельцев, имеющих землю в пожизненном наследуемом владении за исключением права передачи земли по наследству. В настоящий момент право бессрочного (постоянного) пользования землей не оформляется и для физических лиц.
Правоудостоверяющий документ — государственное свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей.

Аренда земли.
Арендовать землю могут как физические, так и юридические лица. Аренда земли может осуществляться только у собственников. Правоудостоверяющий документ, подтверждающий право пользования арендатора — договор аренды.
Передавать арендованный земельный участок в субаренду арендатор имеет право только при уведомлении собственника земли, если иное не установлено в договоре аренды.

Что такое земельный налог?
Земельный налог — это вид обязательного платежа, установленного государством. Он взимается только с владельцев земельного участка (собственники земли и владельцы земельных участков, имеющие земли в пожизненном наследуемом владении).
Величина земельного налога устанавливается юридически фиксированным образом и определяется базовой ставкой земельного налога.
Базовая ставка земельного налога — это установленная для определенной оценочной зоны цена единицы площади земельного участка.
Оценочная зона — условно выделенная территория земли равной стоимости.

Государственная собственность на землю

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Читайте так же:  Кто имеет льготы на транспортный налог

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]

Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Узнайте что такое установление границ земельного участка и зачем оно проводиться.

Вся нужная вам информация про межевание садового участка находиться в статье.

Кадастровый паспорт и все что с ним связано есть в нашем материале.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.
Читайте так же:  Повышающие коэффициенты к тарифам на коммунальные услуги

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

[1]

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Формы и виды права собственности на земельные участки

Муниципальная собственность на землю.

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

1) частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

2) государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

3) муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

4) иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

Законодательством предусмотрены следующие права на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляют владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 ЗК рФ, либо в силу принудительного изъятия.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, является вещным правом лиц, не являющихся собственниками.

Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности. Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать:

[3]

– прекращения частного сервитута по суду;

– изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (публичный сервитут).

Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

Права на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 424 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды хозяйственного использования земель. Право собственности на землю

Тема № 4. Земельный строй и земельные отношения.

Земля в пределах внешних границ страны (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства. В соответствии с Конституцией России она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. При этом земля может находиться в частной государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Для осуществления хозяйственной и иной деятельности земля предоставляется: в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, огородничества, животноводства и других целей, связанных с ведением сельскохо­зяйственного производства.

Читайте так же:  Выплаты за второго ребенка виды, правила оформления и получения

Собственность —необходимое условие для экономической свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства в целом.

Право собственности на землю – урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Формы земельной собственности напрямую зависят от потреб­ностей экономического развития производительных отношений об­щества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения.

Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности.

Частной собственностью яв­ляются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земель­ных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ — республик, краев, областей, округов, автономной области и авто­номных округов, городов федерального значения.

Государственной собственностью яв­ляются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образо­ваний. Разграничение государственной собственности на собствен­ность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Муниципальной собственностью являются земли, принадлежащее на праве собственности городскими и сельскими поселениям, а также другим муниципальным образованием. Например, больницы, сады, мэрия, а так же земли общего пользования – улицы, дороги, скверы.

Землевладение — земельный участок находящийся в собственности, пожизненном наследуемом владении.

Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

Землепользование — земельный участок предоставленный в постоянное или временное пользова­ние, включая аренду для конкретных целей.

Землепользователи — лица, пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

Социально-экономическое значение земли реализуется посредством ее использования для определенных хозяйственных или общественных целей; владение и пользование землей относятся к объективным условиям деятельности общества. Методы хозяйствования, формы собственности, порядок владения и пользования землей постоянно изменяются. Наиболее суще­ственным переменам они подвергаются при радикальной ре­форме способа производства и общественных отношений.

В соответствии с Земельным кодексом России для ведения сельского и лесного хозяйства земельные участки предоставля­ются на правах собственности, владения, бессрочного или временного пользования, аренды. При этом гарантируются самостоятельное хозяйствование, собственность на посевы и посадки, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации и другие правомочия.

Для промышленной и иной деятельности земля предостав­ляется в собственность или бессрочное пользование. Граждане, предприятия, учреждения и организации, наделенные правами землепользователей и также обладающие широким диапазоном правомочий, обязаны вместе с тем строго соблюдать условия предоставления земли. В этом заключается некоторое ограни­чение прав землепользователей по сравнению с собственниками и владельцами.

Земельная собственность при осуществлении землеустроитель­ных действий выступает в первую очередь как социально-эко­номическая категория; она характеризует властные функции собственника и владельца земли по отношению к пользователю. Землевладение в практическом смысле предполагает и земле­пользование, поскольку опирается на определенный порядок пользования землей. Законодательные и исполнительные органы, регулируя земельные отношения, устанавливают условия, по­рядок, формы, сроки, цели и виды владения и пользования землей. Для выражения процесса и всего комплекса правового обеспечения использования земли в сельском хозяйстве применяются оба понятия — как землевладение, так и землепользование.

В землеустройстве наиболее часто термин землепользование применяется для обозначения содержания производственной и общественной деятельности по использованию и охране земли и реализации цели ее предоставления. В этом случае землепользование выступает в виде земельного участка, предоставленного в установленном порядке предприятию, учреждению, организации, гражданину для определенных целей и отграниченного на местности. Совокупность таких участков в административном районе образует систему землепользовании.

Землевладения различаются по признакам собственности, индивидуальной или коллективной деятельности, возмездности и срочности. Они могут быть частными, коллективно-долевыми или совместными; пожизненно наследуемыми для граждан; постоянными для предприятий, учреждений и организационными временными (при аренде), платными или бесплатными; по назначению и целям — сельскохозяйственными, лесохозяйственными, смешанными.

Землепользования также имеют несколько признаков классификации. По формам организации использования земли они делятся на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся землепользования предприятий, учреждений и орга­низаций, к индивидуальным — участки граждан. По назначению и целям различают землепользования промышленности, транс­порта, обороны, водного хозяйства, охраны природы, градостроительства и так далее, по срокам использования — постоянные и временные, краткосрочные и долгосрочные. По правовому положению выделяют первичное земля предоставляется местной администрацией) и вторичное землепользование (участок предоставляется собственником, первичным владельцам или пользователем).

Ведущее место в составе земельного фонда занимают землевладения и землепользования сельскохозяйственных предприятии и крестьянских (фермерских) хозяйств. Это основа обеспечения страны продуктами питания, форма наиболее полной реализации природного и экономического потенциала земли. Они включают земли колхозов, других сельскохозяйственных кооперативов и межхозяйственных предприятий, совхозов и иных государственных сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

Земли несельскохозяйственного назначения занимают в России огромную территорию. Они включают землепользования лесохозяйственных, промышленных и транспортных предприя­тий, курортов и заповедников, гидротехнических, водохозяйственных и других объектов. Для несельскохозяйственного землепользования (кроме курор­тов, заповедников, объектов природоохранного и оздоровитель­ного назначения) обязателен принцип абсолютной экономии земель, предоставление их на основе наиболее прогрессивных проектов и технических решений. Главное направление в формировании этих землепользовании — увеличение в них доли земель, занятых производственными объектами, повышение плотности застройки территории.

Читайте так же:  Что происходит после признания дома аварийным

Совершенствование несельскохозяйственного зем­лепользования осуществляется за счет:

  • преимущественной реконструкции существующих промышлен­ных предприятий и транспортных сооружений и ограничения нового строительства;
  • широкого применения многоэтажного строительства, комплексной застройки;
  • использования подземного пространства;
  • освоения безотходных и малоотходных технологий, выделения специальных территорий дл утилизации побочной продукции и хранения сырья, для создания охранных зон;
  • размещения землеемких производств на малоценных землях;
  • ускоренного строительства магистральных автодорог высоких технических категорий и сельских дорог с твердым покрытием.

Рациональная организация земельного хозяйства улучшает территориальное взаимодействие всех отраслей сельского, водного, лесного хозяйства, минерально-сырьевого комплекса и др. Землевладения и землепользования, составляющие вместе со стационарными средствами производства земельное хозяйство, весьма динамичны по своему составу. Ликвидируются и видоизменяются одни предприятия, создаются новые землевла­дения и землепользования, меняется характер земельных отношений в стране. Эти изменения должны быть объектом разумного государственного регулирования, направленного на обеспечение интересов общества в целом.

Система землевладения и землепользования складывается под воздействием национальных традиций, природных и экономи­ческих условий. Землеустройство служит средством регулиро­вания землевладения и землепользования, совершенствования земельного хозяйства. Поэтому оно нуждается в постоянном обновлении соответственно изменениям, происходящим в орга­низации производства и территории.

Земля в любой сфере хозяйственной деятельности является пространственным базисом, необходимым условием для того, чтобы процесс производства мог осуществляться. При этом используется не земля в целом, а определенные ее участки, причем по-разному, в соответствии с их качеством, их полезными свойствами. Тем самым между различными субъ­ектами неизбежно устанавливаются определенные отношения по поводу использования этих участков.

Земельные отношения — это общественные отношения, связанные с пользованием, владением и распоряжением землей. Возникают они между гражданами, предприятиями, государст­венными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законами, они становятся зе­мельными правоотношениями, то есть юридической формой закрепления экономических отношений в области использования земли. Непосредственный их объект — земельные участки раз­ной площади, местоположения, качества и назначения.

[2]

Земельный строй общества — это совокупность всех земель­ных отношений, сложившихся в обществе на основе законо­дательно закрепленных форм собственности на землю, форм хозяйствования на ней, землевладения, землепользования и землеустройства, система распределения земли и методов его регулирования.

Земельный строй общества не остается неизменным; он может изменяться на основе эволюции (постепенного развития), на основе радикальных реформ, а иногда и в результате революции.

Земельные отношения связаны также с возникновением, укреплением, концентрацией или дроблением и ликвидацией определенных форм землепользования и землевладения.

Часто употребляемые в теории и практике землеустройства понятия «землепользование» и «землевладение» неоднозначны. Каждое из них имеет несколько значений. Согласно законам РФ земельные участки могут находиться в собственности, владении или пользовании. Предоставляются они местными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией (полномочиями, правами). Земельные участки могут находиться в собственности государства, коллектива или от­дельных граждан. Земли, находящиеся в государственной собственности, продают ся, либо передаются в бессрочное (постоянное) пользова­ние и аренду.

В пожизненное наследуемое владение в собственность земельные участки предоставлялись для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства в населенных пунктах, садоводства и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Таким образом, первым значением понятий «землепользова­ние» и «землевладение» является фактическое использование земельного участка на правах пользования, владения или собственности. При этом самые широкие полномочия имеют собственники, наименьшие — пользователи. Второе значение всех этих терминов — процесс и порядок использования земельного участка в соответствии с имеющимися у того или много субъекта правами.

Одной из форм землепользования является аренда — пере­дача земельного участка другому лицу (арендатору) по договору во временное пользование за определенное вознаграж­дение — арендную плату. В настоящее время арендодателями являются органы исполнительной власти и собственники земли.

Наконец, в практике землеустройства термин «землепользо­вание» иногда употребляется в самом общем смысле и означает процесс использования земли или используемый участок независимо от его правового статуса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формы собственности на землю

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).
Читайте так же:  Как получить кадастровый паспорт на жилой дом

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. нормы федеральных законов;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
    1. законов РФ и субъектов РФ;
    2. при разграничении государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовых сделок;
    4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Видео (кликните для воспроизведения).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Источники


  1. Виноградов, В. М. Лекарственные растения в лечении заболеваний органов пищеварения / В.М. Виноградов, В.К. Мартынок, В.В. Чернакова. — М.: Знание, 1991. — 192 c.

  2. Рассел, Джесси Микроклональное размножение растений / Джесси Рассел. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 646 c.

  3. Климович, В. И. Размножение и выращивание декоративных древесных пород / В.И. Климович, И.В. Климович. — М.: Россельхозиздат, 2008. — 110 c.
  4. Право собственности на землю виды
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here