Преподавателям вузов платят до 148 тыс. руб. в месяц

Важно и полезно по теме: "Преподавателям вузов платят до 148 тыс. руб. в месяц" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Сократив гигантские выплаты руководителям вузов и их представительские расходы, следует повысить оплату труда педагогов

Опубликованы последние данные о доходах и имуществе руководителей вузов. Среднемесячная зарплата руководителей ННГУ им.Н.И.Лобачевского варьируется от 170 тыс. до 430 тыс. руб. В месяц! При этом, как следует из положения об оплате труда, должностной оклад преподавателя или младшего научного сотрудника без ученой степени – 20 тыс. руб. Младшего научного сотрудника или преподавателя со степенью кандидата наук – 24 тыс. руб.

Среднемесячная гарантированная зарплата руководителей НИУ ВШЭ варьируется от 285 тыс. до 410 тыс. руб. Плюс у всех ежемесячные стимулирующие выплаты от 100 тыс. до 870 тыс. руб. В месяц! Для сравнения: оклад преподавателя (ВШЭ, филиалы Нижний Новгород, Пермь) – 22,5 тыс. руб. Оклад научного сотрудника – 12 тыс. руб. (столько же, сколько у сторожа или мойщика посуды). Все в соответствии с положением об оплате труда.

Даже если не брать в расчет широко распространенный мухлеж со ставками (когда научных сотрудников делают лаборантами, разными способами выводят людей из-под «майских указов» и тому подобное), ситуация складывается ужасная.

Это не означает, что руководители вузов должны получать сильно меньше. Просто получать столько в тот момент, когда молодой сотрудник думает, покупать ли ему сегодня «доширак» или хватит на пельмени, как минимум некрасиво. А говоря откровенно – это просто плевок в лицо.

В силу специфики своей работы я часто общаюсь с молодыми (и не очень молодыми) учеными и преподавателями. И одно могу сказать: по уровню несоответствия между социальной значимостью работы и уровнем оплаты труда они могут посоревноваться только со школьными учителями, воспитателями детсадов и медицинскими работниками. Многие из них мечтают о ставке хотя бы в 30 тыс. руб. А кто-то просто хочет получить стабильное финансирование исследований, готовый ограничиться «дошираком». Но зачастую нет ни того, ни другого (принципы распределения грантов на исследования заслуживают отдельного обсуждения).

Предлагаете идти в бизнес? А вы попробуйте организовать малое инновационное предприятие, чтобы универ не забрал у вас треть компании, интеллектуальную собственность и на загнобил своей бюрократией! Я уж не говорю про привлечение финансирования.

Вместе с тем я уверен, что хотя бы частично ситуацию можно исправить за счет грамотного перераспределения финансовых ресурсов.

Первое. Следует сократить гигантские выплаты руководству и их представительские расходы (многие ездят на рабочих автомобилях высокого класса, например).

Второе. В разы уменьшить расходы на «почетные» и «пенсионные» должности (чем занимаются президент и научный руководитель в нашем филиале, всегда было для меня загадкой, а я в «вышке» уже 8 лет).

Третье. Упростить процесс создания малых инновационных предприятий: меньше бюрократии, возможность уходить в долговременный отпуск для реализации проектов с сохранением места, передача прав на интеллектуальную собственность авторам технологии и так далее.

Четвертое. Упростить работу сотрудников по внешним договорам со сторонними заказчиками (оптимизация налогообложения за счет создания дочерних компаний и т.д.).

Пятое. Необходим аудит затрат по регулярным хозяйственным расходам, возможная смена подрядчиков и ряд других стандартных механизмов оптимизации.

Главное помнить, что без адекватной оплаты труда у нас никогда не будет хорошего образования и хорошей науки! И это не популизм, а здравый смысл.

Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.

Средняя зарплата школьного учителя в России в 2017 году —34 921 руб. Это на 1583 руб. больше, чем в 2016 году. А в январе 2018 года ежемесячные выплаты учителям в среднем по России составили 36 265 руб. Такие данные приводит Росстат по итогам ежегодного отчета о доходах работников образования и науки. О существенном отставании в повышении зарплат от уровня, предусмотренного майскими указами президента, заявляют и вузовские преподаватели. Более четверти педагогов не исключают возможности смены профессиональной сферы в ближайшие годы.

Московские учителя в прошлом году ежемесячно получали более 75 тыс. руб. А самые большие зарплаты у учителей в Чукотском автономном округе (89,5 тыс. руб.) Меньше всех получали преподаватели Дагестана (19,2 тыс. руб.), Карачаево-Черкесии (20,3 тыс. руб.) и Северной Осетии (20,5 тыс. руб.). Это данные отчета Росстата о доходах работников образования и науки за 2017 год. Согласно официальной статистике, доходы преподавателей стабильно увеличиваются год от года. Требование повысить доходы содержалось в майских указах президента РФ Владимира Путина в 2012 году. Комментируя ежегодный отчет Росстата, в Минобрнауки заявляли, что майские указы выполнили все субъекты РФ.

Однако преподаватели, за редким исключением, заявляют, что реальный уровень их доходов не соответствует данным официальной статистики. Они рассказывают, к каким уловкам прибегает администрация школ и вузов, чтобы на бумаге увеличить номинальные доходы учителей.

30 педагогов сельской школы Звериноголовского района в Курганской области в январе 2017 года записали видеообращение к президенту Владимиру Путину, в котором сообщили, что в течение года им недоплачивали до 30% зарплаты, поэтому они приняли решение приостановить работу. Речь шла о «потерянных» стимулирующих выплатах — части зарплаты, которую школа самостоятельно распределяет между педагогами из общего фонда оплаты труда организации. Комиссия по распределению надбавок, в которую обычно входят представители администрации школы и сами педагоги, решает, кто из педагогов какой премии достоин. Учитывают заслуги учителя, например оценки и учебные достижения его учеников, внеурочную деятельность и прочее.

Аналитик центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Александр Беликов подтверждает, что на данный момент статистика не учитывает нагрузку на педагогов: «Рост заработной платы происходит на фоне увеличения нагрузки, но на основании официальных данных оценить соотношение темпов роста этих двух составляющих невозможно». Кроме того, добавляет он, отсутствуют сведения о внутреннем совместительстве, поэтому нет возможности проанализировать ни сам факт совместительства, ни его распространенность в организации, ни правовую форму, в которой совместительство осуществляется. «Статистика по заработной плате педработников публикуется с квартальной периодичностью накопительным итогом. При этом нередко можно увидеть ситуацию, при которой по итогам третьего квартала заработная плата составляет меньше 100% соответствующего норматива, но по итогам года (то есть всех четырех кварталов) зарплаты выводятся на необходимый уровень. Таким образом, «13-я зарплата» и иные формы премирования являются инструментом управления уровнем заработной платы и, следовательно, механизмом «доведения» выплат до необходимого значения»,— подчеркивает Александр Беликов.

Читайте так же:  Предоставление льготной ипотеки в россии

20 марта РАНХиГС представила результаты мониторинга эффективности школьного образования, согласно которому количество учителей, недовольных своей зарплатой, снизилось. Если в 2016 году таких было 31,7%, то в 2017 году — 25,4%. Но, согласно результатам исследования, больше четверти учителей не исключают возможности смены профессиональной сферы в ближайшие годы.

Педагоги и Росстат разошлись в подсчетах уровня заработной платы в образовании.

Преподавателям вузов платят до 148 тыс. руб. в месяц

Вопросы дополнительного заработка для преподавателей вузов всегда остаются острыми и актуальными. Работа в вузе позволяет каждому успешному сотруднику укрепить имидж, построить персональный бренд, достичь высот самореализации, но не всегда оправдывает зарплатные ожидания.

На помощь приходят дополнительные способы заработка, дающие возможность поправить персональный бюджет с заметной пользой для основной деятельности.

Репетиторство

Пожалуй, один из самых привычных способов подработки педагогов за последние годы пережил настоящий технологический бум. На смену очным занятиям с учащимися пришли платформы онлайн-репетиторства с открытой регистрацией. Расклеивать объявления в поисках учеников, искать подходящее помещение или делать ремонт дома больше не нужно. Для организации обучения вам потребуется компьютер с доступом в Интернет, микрофон, веб-камера и любимое кресло. График работы на подобных платформах — гибкий. Достаточно найти свободное от основных занятий время и выбрать подходящего ученика из базы предложений.

На сайтах для репетиторов востребованы услуги помощи с подготовкой заданий, изучение отдельных тем и учебных модулей, подготовка к экзаменам. Заработать, в зависимости от платформы и вашей квалификации, удастся от 500 до нескольких тысяч рублей за час занятий. Расскажем о двух популярных платформах, простых в освоении и дружественных начинающим репетиторам.

Тутор-онлайн

Этот сервис был создан для помощи школьникам и абитуриентам, тем не менее, среди его заказчиков немало студентов. Регистрация бесплатная, но перед началом занятий потребуется подтвердить квалификацию и пройти онлайн-собеседование. График работы гибкий, каждый «тутор» (преподаватель) самостоятельно выбирает удобное время и нагрузку. За час занятий удастся заработать сумму от 550 рублей, верхняя планка ограничена только вашей квалификацией и результатами тестов. Выплаты преподавателям производятся ежемесячно на банковскую карту, счет мобильного телефона или электронный кошелек.

Ваш репетитор

Одна из самых больших баз репетиторов и учащихся в русскоязычном сегменте Интернета. Во время регистрации нужно пройти аттестацию и собеседование, а затем заполнить свой профиль. За свои услуги сервис потребует внести комиссию, но этот платеж разовый. Система вознаграждений динамическая, то есть зависит от результатов аттестации. Нижний порог — около 550 рублей.

Написание студенческих работ

Сразу оговоримся, что написание студенческих работ — сомнительное с точки зрения преподавательской этики занятие. Тем не менее, стабильный спрос на такие услуги есть, и это дает преподавателям вузов пусть не всегда стабильную, но реальную возможность дополнительного заработка. Кроме того, на биржах студенческих работ можно заработать не только написанием текстов, но и переводами, корректурой, помощью в решении контрольных, а нередко на этих площадках есть возможности для онлайн-репетиторства. Велик шанс встретить на биржах студентов, которым нужен репетитор, то есть вы, а эта деятельность вполне легальная, не запрещенная законом и этическими нормами.

На случай, если у вас возникла острая необходимость в дополнительных средствах, приведем несколько полезных советов, которые дают бывалые «писатели» новичкам.

Совет 1: не завышайте цены на свои услуги.

Совет 2: берите заказы только по тем учебным дисциплинам и направлениям, в которых разбираетесь.

Совет 3: следите за рабочим временем; на биржах, как и в реальной жизни, требуется соблюдать дедлайны.

Совет 4: получайте всю необходимую информацию у заказчика до начала выполнения работы.

Совет 5: проверяйте готовую работу строго по техническому заданию заказчика.

Совет 6: не копируйте работы и материалы из известных источников; выявленный плагиат на биржах студенческих работ приведет к штрафу или заморозке аккаунта.

Биржи студенческих работ

Еще раз подчеркнем, что написание студенческих работ — занятие весьма сомнительное, однако сопутствующие услуги репетиторства не запрещены и могут при определенных условиях принести вам доход даже больший, чем райтинг дипломов и диссертаций. Более того, биржи не препятствуют честной деятельности авторов, и это, если задуматься, хорошая возможность заработать и не навредить собственной репутации.

В российском сегменте Интернета популярны платформы Автор24, BeSmarter, Work5. Практически все эти площадки предлагают «писателям» создать пользовательский профиль, в котором никто не мешает разместить дисклеймер: информацию о том, чем вы можете заниматься на данном проекте, а какие заказы принципиально исполнять не готовы.

Создание онлайн-курсов и видеоуроков

Мода на стриминг и видеолекции давно проникла и в образовательную среду. Заработать дополнительные средства можно, предложив свои услуги одной из платформ массовых открытых онлайн-курсов (МООК) либо размещая свой контент на популярных видеосервисах в обход посредников.

Лидер среди стриминговых площадок — Youtube: здесь сравнительно несложно монетизировать видеозаписи ваших лекций или специально подготовленные авторские ролики. Пожалуй, одно из главных условий роста популярности в Youtube — харизма автора и живая подача материала. В материале «ЛаЛаЛани» про ведение библиотечных сообществ в социальных сетях мы уже писали об основных принципах работы в Youtube. (перелинковка).

Расскажите в комментариях, какой из способов дополнительного заработка используете вы.

Зарплата преподавателей и других работников ВУЗов

Педагоги в высших учебных заведениях, считаются отдельной кастой педагогов, задачи которых сходит передача студентам углубленных знаний по профильным или общим предметам. К преподавателям и прочим сотрудникам ВУЗов предъявляются высокие квалификационные требования. Ведь именно они, ответственны за выпуск квалифицированных специалистов, устраивающихся в дальнейшем на работу в промышленном, экономическом, коммерческом и прочих секторах экономики. Однако насколько хорошо стимулируется труд учителей, на фоне повышенных обязательств и квалификационных требований? Зарплата преподавателя в университете зависит от нескольких факторов, узнать о которых будет интересно как специалистам, претендующим в дальнейшем на работу в ВУЗе, так и прочим читателям.

Читайте так же:  Льготы для сотрудников росгвардии особенности предоставления, изменения

Средние показатели зарплаты в 2018-2019 году

По данным статистики средняя заработная плата преподавателей, работающих в высших учебных заведениях по стране составляет около 45 тысяч рублей в месяц. Однако, на практике, доходы сотрудников на местах, могут в значительной степени отличаться друг от друга. На конкретные показатели, влияют следующие факторы:

  • Стаж и квалификация преподавателя или научного сотрудника;
  • Регион расположения ВУЗа – наиболее высокие зарплаты отмечаются по Москве;
  • Престижность учебного заведения;
  • Наличие дополнительной нагрузки сказывающейся на оплате труда.

На практике, специалисты с одинаковым уровнем квалификации при том же уровне нагрузки, могут получить существенно различающиеся оклады. В частности, средняя заработная плата преподавателей по Москве, составляет 63 тысячи рублей, в то же время показатели в регионах значительно ниже и находятся в районе 35 тысяч. Также, на показатели средней заработной платы среди сотрудников высших учебных заведений, виляют высокие оклады старшего преподавательского состава. К примеру, зарплата проректора, может превышать сумму в 100-120 тысяч, не говоря уже об окладе ректора.

Наименьшая зарплата у научных сотрудников без стажа, работающих от 1 до 3 лет. Они получают в среднем около 24 тысяч рублей, с учетом возможных надбавок. Таким образом, однозначно ответить на вопрос: какая средняя зарплата преподавателей ВУЗов в 2019 году достаточно сложно, слишком много сопутствующих факторов, обеспечивающих формирование оклада на конкретном месте, для конкретного специалиста. Если Вы планируете, трудоустройство в качестве преподавателя или научного сотрудника, рекомендуем ознакомиться со статистикой по конкретному ВУЗу и региону его расположения.

Наиболее высокие оклады у специалистов престижных учебных заведений, входящих в топ-50 по стране. Это обеспечивается благодаря дополнительной государственной поддержке, привлечению сторонних средств на исследовательскую и прочую деятельность. Однако и к специалистам, работающим в них, применяются более высокие требования по уровню квалификации.

Из чего складывается зарплата преподавателя в ВУЗе?

Сколько получают преподаватели ВУЗов в первую очередь, зависит от стажа на месте работы. Так, специалисты с опытом ценятся значительно больше и для них могут быть предусмотрены надбавки. Значение имеет и уровень занятости специалиста, работает человек на 1 или 1,5 ставки, какое количество часов обучения ведет. Исследовательская и научная деятельность оценивается дополнительно, и прибавка начисляется к заработной плате.

Важным фактором в формировании оклада, является наличие ученой степени, кандидата или доктора наук, наличие опубликованных научных работ и прочие достижения. Это является подтверждением высочайшего уровня квалификации и говорит о сотруднике как о высококвалифицированном специалисте в своей области. К примеру, зарплата доцента отвечающего за ведение обучения, работающего в качестве лектора, имеющего собственные научные труды, в среднем составляет 46 тысяч по стране. Зарплата профессора может быть значительно выше, ее среднее значение по стране, составляет 63 тысячи рублей. Наличие изданных научных трудов, прочие заслуги, могут послужить стимулом для прибавки.

Наиболее высокой является зарплата ректора – руководителя высшего учебного заведения. Здесь отсутствуют средние показатели как таковые, так как колебание в сумме, между столичными и периферийными ВУЗами, могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Высокий оклад руководителя бюджетного образовательного учреждения, объясняется большим объемом выполняемых работ и высоким уровнем квалификации.

На практике, помимо ставки, которая чаще составляет 50-70% от общего объема заработной платы, сотрудники учебных заведений получают следующие надбавки:

  • Премии – назначаются при качественном исполнении возложенных обязательств, а также по поводу общегосударственных, профильных праздничных дат;
  • Компенсации – выплачиваются в случае переработок, превышения общего объема часов или в других схожих случаях;
  • Вознаграждения – начисляются за инициативную деятельность, ведение дополнительных занятий и прочие дополнительные нагрузки, взятые по собственной инициативе;
  • Надбавки к окладу – начисляются за большой стаж работы в учебном заведении, при наличии ученой степени и прочих заслуг в выбранном аспекте научной деятельности.

Несмотря на то, что существуют стандарты определяющие размеры надбавок и компенсаций, они часто назначаются на основании политики конкретных учебных заведений, что также сказывается на обще статистике заработной платы.

Как повысить заработную плату, может ли на это повлиять сотрудник?

Как было сказано выше, оплата труда преподавателей включает в себя несколько основных составляющих, включая ставку, доплаты, премии и компенсации. При желании, по мере набора опыта и стажа работы в конкретном ВУЗе, специалист может приложить усилия для повышения собственной заработной платы, сделав это следующим образом:

  • Увеличить количество часов;
  • Взять дополнительную работу со студентами;
  • Заниматься научной и исследовательской деятельностью, если это входит в компетенцию учебного заведения;
  • Получить ученую степень.

Стаж и выслуга лет являются одним из главных стимулирующих факторов, определяющих конечный размер оклада. Учебные заведения ценят опытных сотрудников, особенно успешных в своей сфере, поэтому готовы предлагать более высокую оплату труда для специалистов, зарекомендовавших себя с лучшей стороны.

Зависит ли оплата от престижности учебного заведения?

Престиж учебного заведения напрямую сказывается на уровне зарплат сотрудников. Выше приведены средние показатели того, сколько зарабатывают преподаватели ВУЗов в Москве и периферийных городах и разница между ними существенная.

Престижность учебного заведения определяется качеством подготовки студентов, количеством трудоустроившихся по специальности студентов, наличием исследовательской деятельности, количеством преподавателей с учебными степенями и т.д. Обратите внимание, престижные и успешные вузы, готовящие действительно нужные кадры, вправе рассчитывать на получение дополнительного финансирования со стороны государства, различных грантов для научной работы, которые в том числе идут на стимулирующие выплаты при оплате услуг сотрудников, преподавателей, научных работников и т.д.

Таким образом, работники престижного учебного заведения получают больше своих коллег на тех же должностях, но в менее популярных и востребованных учебных заведениях. Наиболее высокие показатели у ВУЗов из ТОП-100 по стране.

Рекомендуем эти статьи:

Каковы перспективы для преподавателей в 2019 году?

Преподавательская деятельность, по праву считается недооцененной с точки зрения оплаты труда. Это является Российской действительностью, изменить которую призвано множество государственных программ. В частности, Майские указы президента от 2012 года, предполагают проведение индексации и повышения зарплат работников высших учебных заведений до окончания 2019 года. Предполагается увеличение зарплат на 200% по сравнению с показателями от 2012 года.

В значительной степени данное поручение удалось реализовать и сейчас процент подъем составляет 120-130, в зависимости от региона, учебного заведения, специализации персонала и т.д. Однако, эти показатели существенно отстают от запланированного графика в соответствии с проводимыми реформами. В 2019 году, следует ожидать дополнительных повышений и индексации заработных плат, возможно, будет проведено существенное повышение ставки преподавателей. Внедрение решений зависит от возможностей разрешения кризисных вопросов, касающихся размеров бюджета страны.

Читайте так же:  Заявление об установлении факта принятия наследства

В данном материале, мы постарались рассмотреть, сколько получают в ВУЗах России, определить от чего зависит объем оплаты труда, как добиться больше зарплаты и где платят лучше. Обратите внимание, все данные имеют усредненный характер и оперировать точными цифрами в данной среде достаточно сложно, так как многие ВУЗы имеют собственную политику работы с кадрами. Предлагая существенные или незначительные вознаграждения поверх стандартной ставки лектора, научного работника или любого другого сотрудника. Более точную и объективную информацию необходимо собирать по конкретным регионам, а лучше по отдельным учебным заведением, чтобы получить актуальную информацию.

Зарплата ректора

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие думают, что зарплата ректора выше зарплаты в правительстве и круче, чем доходы знаменитых спортсменов. Так ли это и сколько на самом деле зарабатывают ректоры российских вузов и обычные преподаватели?

Кто такой ректор

С латинского языка это слово означает ‘правитель’. В эпоху Возрождения так называли заведующих учебными заведениями и главных учителей. В РФ ректор является главой вуза. До Второй мировой войны эта должность значилась как директор. В западных странах ректора иногда называют канцлером, директором и президентом.

Как стать ректором

Критерии, которым должен соответствовать ректор:

  • Не старше 65 лет.
  • Должен иметь диплом о высшем образовании.
  • Педагогический или научный стаж работы — не менее пяти лет.
  • Должна быть научная степень.
  • Диплом о дополнительном образовании в сфере управления персоналом, менеджмента или экономической деятельности.

Российская система имеет определенные отличия от европейской. В РФ ректора выбирают на собрании главных представителей (ученом совете) университета. После этого его кандидатуру должно утвердить Министерство образования.

В западных странах выборы ректора постепенно отходят в прошлое. В Европе ректора после согласования с министерством выбирают только в Турции (обычно из трех кандидатур). В некоторых странах, например, в Германии, выборы проходят даже тогда, когда кандидат всего один.

Ректора выбирают на пятилетний срок, но есть возможность пойти на перевыборы. Среди основных функций ректора следующие:

  • Организация работы сотрудников вуза.
  • Обеспечение соблюдения порядка замещения педагогического состава и других работников учебного заведения.
  • Принятие мер по охране трудовой дисциплины.
  • Соблюдение финансовых и хозяйственных договоров и др.
  • Утверждение должностных окладов работников.

Вернуться к оглавлению

Как формируется зарплата ректора

  • Доплата за стаж, звание и должность.
  • Надбавки за напряженность, сложность и особый режим работы.
  • Премии.
  • Надбавки и компенсации.

Как формируется зарплата ректора

На сайте учебного заведения должно быть указано, сколько получает ректор. Зарплата руководителя учебного заведения не может более чем в пять раз превышать среднюю заработную плату рядового преподавателя.

Понять, какая на самом деле зарплата у ректора вуза, можно только отделив его оклад и надбавки за должность и статус от дополнительного заработка. Чаще всего у такого руководителя есть дополнительный бизнес, доходы от которого незнающие люди автоматически приписывают на счет зарплаты в университете.

Кто назначает зарплату ректору

Окончательную сумму он определяет себе сам.

Средняя зарплата ректора российского вуза

Средний доход российских ректоров за 2018 год составил 6,8 млн рублей. В стране 274 ректора, из которых женщин — 52. Самому молодому ректору — 35, самому пожилому — 89.

Смотрите видео об исследованиях российских социологов на тему зарплаты ректоров ВУЗов России.

Сколько зарабатывают ректоры в странах СНГ

Средняя зарплата ректора в странах СНГ в 2018-2019 годах

Как изменятся зарплаты преподавателей в московской Вышке

Что изменится?

В общем виде реформу зарплат можно охарактеризовать так: минимальный размер оплаты труда, закрепляемой в трудовом договоре, для большинства категорий ППС повышается вдвое — за счет включения в него надбавок первого уровня и некоторых стартовых грантов. Одновременно будут повышены и базовые квалификационные требования (оба вопроса обсуждались на заседании ученого совета 22 декабря).

[3]

Это изменение потребует усилий по поддержанию активной творческой атмосферы в департаментах и школах университета, считает ректор Ярослав Кузьминов. «Важно не соскользнуть в благостное состояние, — отметил он. — Нужно не только в два раза повысить базовую зарплату, но и включить академические требования, характерные для ведущих университетов мира, в жизнь наших преподавательских коллективов. Качественный состав наших преподавателей, лучший в России, теперь позволяет это сделать».

Кого затронут изменения?

Всех штатных сотрудников ППС на полной ставке в московском кампусе. Исключения составят: внутренние совместители (кроме ординарных профессоров), деканы факультетов (по должности), сотрудники, принятые по международному рекрутингу, внешние совместители, преподаватели на дистанционных трудовых договорах, преподаватели с полной учебной нагрузкой на платных образовательных программах.

Какими будут минимальные зарплаты?

С 1 сентября 2018 года минимальный размер гарантированной оплаты труда штатных ППС на полной ставке составит (в месяц):

— для ординарных профессоров: 155 тысяч рублей;

— для профессоров: 80 тысяч рублей;

— для доцентов: 75 тысяч рублей;

— для старших преподавателей: 60 тысяч рублей;

— для преподавателей: 55 тысяч рублей;

— для ассистентов: 30 тысяч рублей.

Одновременно до 35 тысяч рублей в месяц будет повышена гарантированная оплата труда тьюторов (за счет включения в нее преподавательской надбавки 1 уровня).

Что будет с надбавками и грантами

Для указанных выше категорий ППС и тьюторов с 1 сентября прекратится действие академической и преподавательской надбавки первого уровня. (Преподавателям и старшим преподавателям на полной ставке, отвечающим критериям академической надбавки первого уровня, дополнительно будут установлены персональные надбавки в размере соответственно 10 тысяч и 8 тысяч рублей ежемесячно).

Право на получение стартовых грантов по программе «Новые преподаватели» сохранят только ассистенты.

Размер академической надбавки второго уровня будет составлять 75 тысяч рублей в месяц. Размер академической надбавки третьего уровня — 50 тысяч рублей в месяц за публикации в журналах категории Q2 и 100 тысяч рублей за публикации в журналах категории Q1. Предполагается, что в IV квартале 2018 года общее число получателей надбавок третьего уровня достигнет 400 человек.

Без изменения останется система надбавок лучшим преподавателям, руководителям образовательных программ и аспирантских школ, надбавок за исполнение административных обязанностей. Они по-прежнему будут назначаться дополнительно к иным обязательствам по оплате труда ППС.

Изменений в системе оплаты труда научных работников НИУ ВШЭ в следующем году не планируется.

Читайте так же:  Можно ли продать долю в квартире и как это сделать

Средства на финансирование новой системы зарплат ППС предусмотрены в финансовом плане университета на 2018 год, одобренном Ученым советом ВШЭ.

Сколько стоит образование, которое мало чего стоит

Расценки на обучение в московских вузах

Фото: «Новая газета»

  • Цена платного образования в Москве уже давно никого не удивляет. Родители по-прежнему ежегодно отдают сотни тысяч рублей, чтобы их дети учились в престижных московских вузах. Самое дорогое на этой ярмарке тщеславия — Международные отношения (более 300 тысяч рублей за учебный год). Самые дешевые коммерческие места в технических вузах (если, конечно, 100 тысяч рублей в год — это дешево).

    Цена платного образования в Москве уже давно никого не удивляет. Родители по-прежнему ежегодно отдают сотни тысяч рублей, чтобы их дети учились в престижных московских вузах. Самое дорогое на этой ярмарке тщеславия — Международные отношения (более 300 тысяч рублей за учебный год). Самые дешевые коммерческие места в технических вузах (если, конечно, 100 тысяч рублей в год — это дешево).

    «У нас из класса только трое поступили на бюджет, да и то один парень по инвалидности прошел. И так везде: у кого ни спрошу — все на контракте», — рассказывает мой знакомый. Глеб в этом году поступил на платное отделение факультета журналистики МГУ, которое будет обходиться в 287 тысяч 200 рублей в год. Остается надеяться на перевод через два года. «Но это очень сложно, переходят с коммерции на бюджет только по 2-3 человека. И как наш куратор рассказывал, собирается целая комиссия и все очень долго рассматривается», — говорит Глеб.

    Система в НИУ-ВШЭ более щадящая для родительских кошельков. В зависимости от места в рейтинге студент получает (или не получает) скидку на обучение, причем довольно существенную. К примеру, многие коллеги Глеба по специальности «журналистика» в НИУ-ВШЭ, которым тоже не хватило баллов, чтобы попасть на бюджет, платят уже сейчас, по итогам поступления, 66 тысяч рублей вместо 220 (полная стоимость на факультете Медиакоммуникаций ВШЭ). Дальнейшее развитие событий зависит от самих студентов: попадаешь в 10% рейтинга — получаешь скидку 70%; в 25% рейтинга — 50%; в 40% рейтинга — 25%. В этом есть особая романтика: «расплата» родителей зависит от твоей успеваемости.

    [1]

    Инвестиция в себя

    Самые дорогие гуманитарные факультеты в МГИМО. Обучение журналистике, праву и международным отношениям стоит 316 тысяч рублей за учебный год. Дешевле политология — 288 тысяч рублей. Речь об очном обучении.

    Экономические факультеты, как правило, дороже гуманитарных. И здесь есть лидер — ВШЭ. За учебу на факультете мировой экономики и мировой политики придется выложить 400 тысяч рублей. Для сравнения, на факультете международного бизнеса и делового администрирования МГИМО студенты коммерческого отделения платят 346 тысяч ежегодно.

    Технарям учиться, конечно, сложнее, но и дешевле — «средний чек» в московских вузах не превышает двухсот тысяч рублей. Например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана все факультеты в этом году разделились на две ценовые группы — 188 тысяч или 161 тысячу рублей в год. В МИФИ все сильно зависит от факультета и направления, но в целом цена вопроса — от 82 до 152 тысяч рублей в год.

    Я опросила два десятка родителей студентов-платников: сколько они способны выложить за высшее образование детей? Сторонники бесплатной учебы оказались в явном меньшинстве. До 100 тысяч рублей готовы платить пять человек, от 100 до 240 тысяч — четверо. Среди опрошенных больше тех, кто считает, что платное образование должно быть дорогим: шесть человек считают нормальными суммы от 250 до 500 тысяч рублей в год. Прозвучал и еще один аргумент в пользу дорогого высшего образования: «Примерная стоимость должна рассчитываться из такой формулы, чтобы после окончания можно было гарантированно найти работу по специальности и в течение 3-5 лет вернуть дешевый образовательный кредит. Психологически очень важно понимать, что ты сам в себя инвестируешь».

    «Преподавателю сколько ни плати, никуда не уйдет…»

    Студенты-платники и студенты-бюджетники равны перед вузом. В теории. Знакомая преподавательница одного из технических вузов Москвы рассказала мне, что разница между студентами, в зависимости от того, платят они за учебу или нет, чувствуется:

    «За деньги на наших не очень популярных направлениях студенты вообще откровенно не учатся. Там, где большой конкурс, может, нет разницы, а у нас, как правило, они даже в институт не ходят. А не сдавшим сессию платникам ее продлевают».

    Предполагается, что деньги, заработанные вузом на платных образовательных услугах, в том числе за счет коммерческих мест, используются и для повышения зарплаты преподавателям. Ощущают это на себе далеко не все.

    «В какой пропорции и на кого влияют доходы от платного образования? Скорее, на персонал, на тех людей, которые обеспечивают работу коммерческих структур, — говорит знакомая преподавательница. — Я однажды спросила коммерческого директора одного престижного университета, почему зарплату преподавателям не повышают за счет доходов вуза. Он ответил: «Текучка бухгалтеров — вот головная боль, а преподавателю сколько ни плати, никуда не уйдет».

    Ольга АНОХИНА
    для «Новой»

    Место упомянутых высших учебных заведений в рейтинге 700 лучших вузов мира (опрос рейтингового агентства QS World University Rankings, сентябрь с.г.)

    МГУ — 116-е место
    МГТУ им. Н.Э. Баумана — 352-е
    МГИМО — 367-е
    РУДН — 501–550-е
    НИУ ВШЭ — 501–550-е
    РЭУ им. Г.В. Плеханова — 601-е место

    Критерии оценки вузов: академическая репутация (40%), репутация у работодателей (10%), соотношение числа преподавателей и студентов (20%), цитируемость публикаций сотрудников (20%), количество иностранных студентов и преподавателей (10%)

    Зарплата преподавателя ВУЗа в 2018 — 2019 году

    Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы.

    Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем?

    Читайте так же:  Как оплатить коммунальные услуги через интернет за 5 минут

    Ситуация на 2018-2019 год

    На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.

    Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше.

    И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен.

    Откуда берутся мифические цифры?

    Невольно возникает вопрос: откуда же чиновники берут столь баснословные показатели, которые приводят в докладах? Все достаточно просто. Политики любят оперировать таким понятием, как «средняя зарплата». И вот из чего она выводится.

    В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов.

    Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций.

    Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает.

    Еще стоит заметить, что деканы факультетов могут получать около 100 000 рублей. Доходы проректоров и ректора ВУЗа иногда способны достигать от 300 000 до миллиона российских рублей. Они тоже нередко совмещают свою деятельность с частичным преподаванием. В результате доходы всех работников сферы образования суммируются и попадают в общую статистику под названием «средняя зарплата преподавателя», которую и любят приводить в отчетах. Однако пропасть между этими окладами огромна.

    Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом.

    Правда, стоит отметить, что есть несколько высших учебных заведений, получивших федеральный статус, и на этой почве заработавших некоторые субсидии. Так, например, в ЮФУ (Южном федеральном университете) зарплата доцента может чуть превысить 25 000 рублей. Однако и здесь есть свое «но». Вся сумма состоит из оклада, то есть ставки примерно в 15 600, а остальная часть является федеральной премией или надбавкой, которую в любой момент могут урезать в связи с шаткой экономической ситуацией.

    Основная причина – пассивность

    Четко ясно, что в вырисовывающейся картине преобладают мрачные оттенки. Работников одной из самых важных и ответственных сфер, труд, который буквально является залогом будущего всей Российской Федерации, достаточно сильно обделяют. Преподавателя остается только пожалеть. Ему приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу, чтобы получать хотя бы минимальную сумму, достаточную для проживания.

    Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии, вертеться, как волчок, чтобы свести концы с концами и не выказывать собственного недовольства.

    Конечно, преподавателя ВУЗа можно вынудить работать на две ставки, совмещая их с еще парой-тройкой административных обязанностей, чтобы выходила более-менее стоящая зарплата, но такие темпы работы чреваты значительным подрывом здоровья.

    Некогда было высказано мнение о том, что причиной данного явления является преобладание в преподавательских кругах среднестатистического ВУЗа Российской Федерации преимущественно пассивного, инертного и антиинтеллектуального общества, обделенного чувством собственного достоинства, оставшегося еще с советских времен. С этим можно поспорить, да и вовсе не хочется верить в подобные слова. Но реакции работников сферы образования на такие условия труда по сей день носят единичный и очень локальный характер.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, на данный момент приходится констатировать факт несоответствия уровня заработной платы преподавателей и нагрузки, которую на них возлагают. Конечно, немаловажным фактором является аккредитация ВУЗа, ученое звание самого преподавателя и т. д. Тем не менее утверждение, что в высших учебных заведениях преподавательский состав получает высокие зарплаты является мифом. Для того чтобы обеспечить себя и свою семью хотя бы средним достатком, российские преподаватели вынуждены отрабатывать гораздо больше нормы.

    Источники


    1. Нортон Макияж и уход за кожей / Нортон, Сэлли. — М.: Росмэн, 2001. — 128 c.

    2. Никитин Анатомический атлас полезных и некоторых ядовитых растений / Никитин, А.А; Панкова, И.А.. — М.: Наука, 2011. — 768 c.

    3. Ходжиматов, Максуд Дикорастущие лекарственные растения Таджикистана / Максуд Ходжиматов. — М.: Главная научная редакция Таджикской Советской Энциклопедии, 1989. — 368 c.
    4. Преподавателям вузов платят до 148 тыс. руб. в месяц
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here