Точные сведения о ценах на машины в россии в 19 веке

Важно и полезно по теме: "Точные сведения о ценах на машины в россии в 19 веке" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Автомобиль

Автомобиль (термин происходит от Авто… и латинского mobilis — движущийся) — это средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.

История автомобильного изобретения

Ещё в дальние, средние века были известны попытки создания повозок, которые должны были передвигаться силой ветра или мускульной силой сидящих в них людей. Довольно совершенную для своего времени машину 1 ноября 1752 года в Санкт-Петербурге крепостной механик-самоучка, крестьянин Вятской губернии, Яранского уезда Леонтий Шамшуренков представил прообраз первого автомобиля [en] . Это была 4-х колёсная самобеглая коляска с педальным приводом, развивающая скорость до 15 км/ч. Им же был разработан первый верстометр (автомобильный счётчик, измеряющий пройденный путь).

В 1784-1791 годах над вариантами трёх- и четырехколёсной «самокатки» работал русский изобретатель Иван Петрович Кулибин. В его «самокатке» (рис. 1) были впервые применены такие элементы автомобиля, как коробка передач, рулевой механизм, тормоза, роликовые подшипники.

Рис. 1. Автомобиль-«самокатка» И.П. Кулибина

С появлением паровой машины (2-я половина 18 века) создание самодвижущихся повозок быстро продвинулось вперёд. В 1769-1770 во Франции Никола Жозеф Кюньо (рис. 2), а через несколько лет в Англии У. Мёрдок и Ричард Тревитик построили паровые автомобили.

Рис. 2. Паровой автомобиль Жозефа Кюньо

Некоторое распространение паровые автомобили [en] получили в 19 веке, например паровые автомобили Г. Герни и У. Ханкока (Англия), А. Болле, А. де Диона и Л. Серполле (Франция). В 30-х годах 19 века были попытки установить регулярные пассажирские рейсы паровых автомобилей. Много интересных проектов применения паровых автомобилей было в России. Изобретатель и предприниматель В. Гурьев в 1837 году предложил создать сеть деревянных (торцовых) дорог, по которым могли бы регулярно совершать рейсы паровые авто-тягачи с колёсными прицепами (повозками) летом и санными — зимой. В конце 19 века производились опыты по созданию электрических автомобилей с питанием от аккумуляторной батареи; они нашли некоторое распространение. Русский инженер И. В. Романов разработал в 1899 году оригинальную конструкцию электрического извозчика и электробуса (рис. 3).

Рис. 3. Электробус И. В. Романова.

Большое влияние на развитие конструкции автомобилей имели изобретения дифференциала (1828 год, О. Пеккёр, Франция), пневматической шины (1845, Р. Томпсон, Англия), передних управляемых колёс на цапфах (1816, Г. Лангеншпергер, Германия), независимой подвески колёс (1878, А. Болле, Франция) и др.

Широкое применение автомобилей как транспортного средства началось с появлением быстроходного двигателя внутреннего сгорания. Французский изобретатель Этьен Ленуар в 1862 году сделал попытку установки на автомобиль своего газового двигателя, которая успеха не имела. В 1885 году Готлиб Вильгельм Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновым двигателем, а 29 января 1886 года его соотечественник Карл Бенц взял патент на трёхколёсный автомобиль с таким же двигателем мощностью 0,9 л. с. при 400 об /мин, хотя в патенте на изобретение указаны 2 /3 лошадиные силы при 250 об /мин.

[3]

Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж весом 250 кг на высоких колесах со спицами (рис. 4 и 5). На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость – 16 км /ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция. Экипаж был торжественно назван Motorwagen. 29 января 1886 года, после того, как изобретение прошло многочисленные испытания и некоторые доработки, Motorwagen получил Германский Императорский патент №37435. В 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже. В память об этом историческом событии именно 29 января отмечается как День рождения автомобиля.

Рис. 4. Карл Бенц на месте водителя и его жена Берта среди общественности, 1914 год

Рис. 5. Патентованный автомобиль Бенца

Последующие годы явились началом промышленного производства автомобилей.

В 1890-е годы появились первые автомобили. «Панар-Левассор» и «Де Дион-Бутон» (Франция), в 1892 году построил свой первый автомобиль Генри Форд (США [en] ) и начал их промышленное производство в 1903 году (рис. 6).

Рис. 6. Автомобиль «Форд».

22 июля 1894 года в Париже стартовали первые в мире автомобильные соревнования.

1 июля 1896 года на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль создателей – Евгения Яковлева и Петра Фрезе.

Один из первых русских автомобилей «Руссо-Балт» (1908) показан на рис. 7.

Рис. 7. Автомобиль «Руссо-Балт».

Первый советский автомобиль — АМО-Ф15 был выпущен в 1924 году (рис. 8):

Рис. 8. Первый советский автомобиль — «АМО-Ф15»

В 1932 году в СССР [en] началось массовое производство ватомобилей ГАЗ-А (рис. 9).

Рис. 9. Автомобиль — «ГАЗ-А»

Получили развитие различных конструкций автомобилей — грузовой автомобиль и легковой автомобиль.

С 1894 года регулярно устраиваются автомобильные гонки, которые сыграли большую роль в развитии конструкции автомобилей и их распространении. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км /ч, то уже через 5 лет она достигла 70 км /ч; в 1904 году она составила 100 км /ч и в 1907 году — 114 км /ч. Абсолютный мировой рекорд скорости составил (1968) 966,753 км /ч на автомобиле с газотурбинным и 658,667 км /ч с поршневым двигателем.

Самый первый автомобильный номер прикрепил к своей машине берлинский коммерсант Рудольф Герцог. Это случилось в 1901 году. На его номере значились всего три знака — IA1 (IA — это инициалы его молодой жены Иоганны Анкер, а единица означает, что она у него первая и единственная).

25 апреля 1901 года в штате Нью-Йорк в США были введены первые официальные автомобильные номера. Всех владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии [en] и адрес, а также описание их автомобиля. Автолюбители должны были заплатить один доллар за регистрацию. После этого им вручалась небольшая табличка, на которой были указаны инициалы владельца. В первый год было выдано 954 номера.

31 марта 1902 года Петербургское «Акционерное общество машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г.А. Лесснеръ»» заключило контракт с немецкой автомобилестроительной компанией «Даймлер-Моторен». Этот шаг был предпринят после слияния «Даймлер-Моторен» с фирмой «Бенц», в итоге ставшей концерном «ДаймлерБенц». Этот контракт был заключен на исключительное право сборки в России автомобилей марки «Даймлер». Производство этих машин велось всего семь лет, до 1909 года. И до этого момента было выпущено около 100 автомобилей: грузовиков, первых отечественных пожарных машин, омнибусов и лимузинов. Двигатели для фирмы «Даймлер» разработал русский инженер Борис Луцкой. В соответствии с договором, с каждой стороны автомобильных моторов должна была крепиться табличка «Луцкой-Даймлер», но «Даймлер» незаконно присвоил патент себе.

Читайте так же:  Работники в google зарабатывают до 13 млн руб. в год

17 октября 1902 года в Детройте был выпущен первый автомобиль марки «кадиллак». Сразу после перестройки авто этой марки было мечтой. Даже песни о нем слагали.

4 декабря 1946 года в Москве был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400».

24 сентября 1948 года была основана компания «Хонда Мотор», международная промышленная компания, известная в первую очередь как производитель автомобилей и мотоциклов. Основатель — Соитиро Хонда. Путь к марке Honda был прост: механик-самоучка устанавливал на обычные велосипеды маломощные моторы, применявшиеся во время войны на бензиновых электростанциях.

5 июня 1951 года представитель поколения первых американских автомобильных дизайнеров Гордон Бьюриг запатентовал машину со снимающимися верхними панелями. В 1968 идея была воплощена в автомобиле Chevrolet Corvette Stingray.

6 октября 1955 года на Парижском автосалоне был представлен культовый автомобиль послевоенной Европы — Citroën DS. Он стал одним из символов того времени. Жюри Международного конкурса Car of the Century присудило ему в 1999 году третье место в списке из ста наиболее выдающихся автомобилей столетия.

10 октября 1956 года с конвейера сошла первая серийная ГАЗ-21 «Волга».

1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый «Запорожец».

9 сентября 1970 года был начат выпуск автомобилей «ВАЗ-2101» — «Жигули».

28 марта 1971 года была сдана в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода, начался выпуск автомобиля «Жигули».

5 апреля 1977 года началось серийное производство внедорожника ВАЗ 2121 «Нива». Легендарная модель Волжского автозавода совмещала в себе комфортабельность легкового автомобиля и проходимость вездехода, чем заслужила признание среди автолюбителей всего мира.

28 марта 2001 года было одобрено создание совместного предприятия General Motors и АвтоВАЗА. На мощностях нового СП организовали производство компактных внедорожников Chevrolet Niva — перелицованных версий отечественной модели ВАЗ 2123 «Нива».

В последнее воскресенье октября отмечается «День автомобилиста» в России [en] , Беларуси, Украине [en] .

NicolasKV › Блог › Автомобили царской России

Весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии. Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.

На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» и Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К°».

В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества «Г. А. Лесснер». В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий), моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.

В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» гремит на весь мир.

В 1913 году на IV Международной выставке автомобилей в Петербурге Пузырев представляет пятиместный лимузин, семиместную машину с открытым кузовом «торпедо» и гоночный автомобиль. По свидетельствам специалистов, он был оснащен передовым для своего времени и весьма компактным двигателем.
Несмотря на серьезные финансовые трудности и стандартное для патриотически настроенного человека тех лет неприятие со стороны «интеллигентной общественности», называвшей его «кустарным производителем», И.П.Пузыреву удавалось сохранять и поддерживать производство. Более того, существовали планы по его расширению. Но в начале 1914 года завод неожиданно сгорает… А в сентябре, отдав последние силы на восстановление своего детища, умирает Иван Петрович Пузырев.

Повествование о зарождении российской автомобильной отрасли было бы неполным без упоминания имени признанного специалиста в области электротехники и электрических машин Ипполита Владимировича Романова. Ему принадлежит, помимо прочего, изобретение совершенной для своего времени аккумуляторной батареи, а также смелый проект подвесной электрической железной дороги, опытный образец которой(!) функционировал с 1899 года в Гатчине.
В том же году в Петербурге состоялись испытания первого отечественного электромобиля конструкции Романова, прозванного «кукушка». Интересно, что машина имела привод на передние колеса и развивала скорость до 39км/ч при запасе дальности в 64 км.

А в 1901 году на столичных улицах появился опытный образец электрического 17-местного омнибуса – нового типа городского транспорта. Испытания показали надежность и безопасность конструкции машины. И.В.Романов планировал организацию десяти маршрутов электрических омнибусов по самым оживленным магистралям города. Но Городская Дума отказалась одобрить финансирование постройки техники.

Читайте так же:  Льготы опекунам детей оставшихся без попечения родителей

Так в общих чертах выглядит история зарождения отечественного автомобилестроения. Кто знает, возможно, очевидный потенциал и прекрасные перспективы отрасли на фоне общего промышленного подъема в Российской Империи начала XX века могли вывести российские заводы в число ведущих автопроизводителей мира, и сегодня марки «Руссо-Балт» и «Пузырев» были бы не менее престижны, чем «Мерседес» или «Лексус»… Но потрясения XX века внесли свои коррективы в исторический путь нашей страны. Быть может, нуждающемуся в переформатировании российскому автопрому стоит опереться на исторический фундамент, заложенный пионерами русского автомобилестроения?

Соотношение первичного и вторичного рынков автомобилей в округах РФ

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка легковых автомобилей в России по итогам четырех месяцев 2017 года. Данное исследование охватывало первичный и вторичный рынки в каждом из федеральных округов и позволило установить соотношение между новыми и подержанными легковыми автомобилями.

Согласно результатам исследования, наименьшее соотношение между ними наблюдается в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, где объем рынка новых легковых автомобилей в среднем втрое меньше, чем с пробегом. При этом в ЦФО доля рынка новых машин имеет самый высокий показатель в стране – более 26%.

На Урале рынок подержанных автомобилей в среднем в 4 раза крупнее, чем рынок новых машин, на Юге – в 5 раз, а на Северном Кавказе – в 7 раз. В Сибири на каждый проданный новый легковой автомобиль приходится сразу десять с пробегом. В свою очередь, на Дальнем Востоке подержанные машины имеют 24-кратное превосходство. Именно в ДФО доля рынка легковых автомобилей с пробегом самая высокая в стране – 96%.

Отметим также, что в январе – апреле нынешнего года доля первичного рынка в целом по России составила 20%. По вторичному рынку этот показатель равен 80%. Как итог, на один новый легковой автомобиль в стране приходится четыре подержанных.

Автор: Азат Тимерханов , источник: АВТОСТАТ

Популярные автомобили

Автомобиль в Российской Империи

Царская Россия не входила в число ведущих автомобилестроительных держав. Крупных автозаводов в нашей стране было всего два — Руссо-Балт в Риге и завод Пузырева (РАЗИП) в Петербурге (кроме них автомобили выпускал еще и самолетостроительный завод DUX в Москве). Строительство еще шести крупных заводов было начато в 1915-1916 годах . А потом был 1917, разруха-с. И ни один новый завод до всех этих событий не был достроен.

Разумеется, недостаток машин собственного производства, компенсировался за счет многочисленных иномарок. Под катом — большая подборка автомобильных постеров той эпохи. На некоторых из них легко различима цена автомобилей в рублях. Для того, чтобы оценить уровень этих цен, достаточно знать уровень зарплат.

В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленности составляла 450 рублей в год. Хорошей зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. (В промышленности Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей.) Слесари-сборщики на крупных заводах получали по 850-900 рублей в год или по 70-75 рублей в месяц. Сотни путиловских рабочих имели по 1200 рублей, а высшей была зарплата американского рабочего — 1300 рублей.

В системе горэлектротранса Петербурга мастера по ремонту оборудования получали 840 рублей в год, ремонтники стрелок — 720 рублей, простые слесари — 480 рублей, кондуктора и вагоновожатые — по 40 и 45 рублей в месяц и «квартиру натурой» — это означало проживание в служебном семейном общежитии. «Линейные работники», получавшие годовые оклады до 840 рублей и прослужившие не менее 1 года, получали наградные 2 раза в год по 70% оклада, или всего в год 140%.

В 1914 г. оклады были повышены: мастерам по ремонту трамвайных вагонов — до 1100 рублей в год, мастерам по ночному осмотру — до 1200 рублей, помощникам мастера — до 900 рублей, ремонтникам моторов — до 900 рублей.

А вот и курс доллара на 1910 год:

Так что минимальной конфигурации роскошь вполне укладывалась в годовой заработок квалифицированного рабочего.

Другое дело геморройное по тем временам это было занятие. Это вам не современное авто.

Проблема была в том, что автомобили были еще очень ненадежны и с ними приходилось очень много возиться. Поэтому самостоятельно обслуживали автомобили только задвинутые на технике энтузиасты. А таковых энтузиастов с лишними 5000 рублей было немного. В результате, 90% автовладельцев ездили с шоферами. Расход — бензин, ремонт, запчасти, зарплата шофера — составлял 1500-2000 рублей в год. И у самого автомобиля амортизации на 1 т.р. Итоговая стоимость владения 2.5-3 т.р. в год. Кстати, шины рвались чуть ли не ежедневно, и расход на новые шины был самой крупной статьей эксплуатационных затрат.

Отличный источник — мемуары военного министра Редигера. Когда тот был министром, то получал около 25 т.р. в год, и содержал кроме казенного автомобиля еще и собственный. Потом он из министров ушел, развелся с женой, платил ей содержание и был вынужден жить на 8-10 т.р. в год.

От автомобиля пришлось отказаться, хотя он очень привык.
Выводы: рабочим, а в статье говорится только о самой верхушке рабочего класса с огромными (по рабочим меркам) зарплатами, немножечко не хватало дохода для того, чтобы покупать автомобили. Где-то в 10 раз.

Семейные люди покупали автомобили при доходах выше 10-12 т.р. в год (это очень солидный доход). Одинокий человек мог купить автомобиль попроще при зарплате в 6-7 т.р., эксплуатировать его без шофера и всегда лежать под этим автомобилем перемазанным в масле или менять шины среди дороги в грязи три раза в неделю.

Видео (кликните для воспроизведения).

В воспоминаниях Б.Райкова, который был в войну проректором Психоневрологического института (в котором тогда было больше студентов, чем в Университете), рассказывается, что один из их профессоров (доход — около 3 т.р.) купил автомобиль. Маленький, одноместный, очень дрянной (автор, пищущий в 1950е говорит «вроде современной инвалидной мотоколяски»). Это подается как редкий случай и большое чудачество.

Наиболее существенными статьями расхода были: жалование шоферу – 600 рублей в год, ремонт и смена «пневматиков» (шин)– 620 рублей (тоже в разы — никак), аренда гаража- 240 рублей (никак), ремонт- 250 рублей (это запчасти, никак), расходы на бензин (180 рублей, никак) и масло (48 рублей, никак). Стоимость бензина в Петербурге составляла в среднем 3-3,5 рубля за пуд ( в Германии –1,6 рубля за 1 пуд). Налог на автомобиль указанной мощности составлял 39 рублей в год. Налог был установлен решением Государственного Совета от 20 января 1903 года в размере 3 рублей с 1 лошадиной силы налоговой мощности мотора (налоговая мощность вычислялась по специальной формуле и составляла чуть больше половины реальной мощности двигателя). Он уплачивался ежегодно с 15 марта по 30 апреля в Городской Управе. Там же одновременно проходил ежегодный технический осмотр автомобилей с выдачей новых номерных знаков (для сохранения старых номеров необходимо было подать специальное заявление не позже 14 марта).

Читайте так же:  Получение материнского капитала отцом теория и практика

Разумеется содержать машину рабочий не мог. А вот инженер со своими 2000- 3000р вполне уже мог, чему было масса примеров. Автомобиль из роскоши превращался в средство передвижения.Но не в этом суть.

Тенденция шла к быстрому удешевлению как машин так и обслуживания, а зарплата рабочего была весьма достойной.

Мотоцикл в 12 году стоил от 150 до 400 рублей, и вот его-то и мог себе позволить квалифицированный рабочий.

Автомобильная история России

Д оброго времени суток! На страницах данного сайта читатель может ознакомиться с автомобилями российского производства, от самого первого до наших дней.

Начнём наш рассказ с прообраза автомобиля, что бы читатель имел представление, с чего возникла идея такого вида транспорта. Первые идеи создания «самодвижущегося экипажа», как тогда называли транспорт, не использующий тягловую силу лошадей и быков, возникла в XVIII веке.

В 1752 году в Санкт-Петербурге крестьянин механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков собрал «самобеглую коляску» которая понравилась императрице Елизавете Петровне и её придворным. Самобеглая коляска Шамшуренкова управлялась двумя водителями, которые должны были вращать ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Для пассажиров был сконструирован огороженный от водителей довольно просторный и комфортный отсек.

В 1791 году талантливый мастер-самоучка Иван Петрович Кулибин разработал самодвижущийся экипаж. Это изобретение получило название «Самокатка Кулибина». Двигалась она от нажатия на педали человеком, а двое пассажиров могли сидеть, удобно устроившись в креслах.

В «Самокатке Кулибина» использовались детали и узлы, присутствующие на современных автомобилях: коробка передач, сцепление, маховик, тормоза и подшипники качения. Человек, нажимающий на педали, мог отдыхать на ходу и благодаря маховику и сцеплению, экипаж некоторое время ехал по инерции. Самодвижущаяся коляска могла разгоняться до скорости 16 км/ч. Несмотря на такую высокую для своего времени скорость, коляска двигалась достаточно плавно.

В XIX веке с изобретением паровой машины возникли новые идеи четырёхколёсного транспорта для перевозки людей и грузов.

В сентябре 1830 года был разработан проект первого парового автомобиля в России. Изобретателем этого транспортного средства был талантливый петербургский лафетных дел мастер Казимир Янкевич. Он планировал, что его изобретение поможет наладить регулярные пассажирские и грузовые перевозки между крупными городами большой империи.

В 1863 году русский изобретатель Авксентий Врадий разработал паровой самоход повышенной проходимости, получивший название «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам». Этот самоход имел все четыре ведущих колеса и его можно назвать прототипом современных автомобилей с колёсной формулой 4х4. Однако было ли налажено производство таких самоходов, неизвестно.

В 1873 году на Мальцевском заводе в Калужской губернии специалисты завода изучили конструкцию английского колёсного тягача «Эвелин-Портер» и создали свой более усовершенствованный с мощностью двигателя 10 л.с. и приспособленный для топки дровами, а не углём. Было построено семь таких тягачей, которые были способны везти до десяти платформ с грузом 16 тонн. Скорость гружёного тягача составляла 6 км/ч, порожнего — 8 км/ч.

В 1896 году, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе продемонстрировали первый, построенный в России автомобиль.

В 1898 году значительными событиями для развития автомобилизма в России стали открытие в Санкт-Петербурге магазина по продаже самодвигателей фирмы «Клеман-Гладиатор-Фебус», а так же начало производства на велосипедном заводе А. Лейтнера в Риге мотоциклов. Через некоторое время на этом заводе стали собирать автомобили под маркой «Россия» из привозных узлов и агрегатов. В том же году состоялась первая в России «Зимняя гонка моторов».

В XX веке производство автомобилей в России стало серийным. Первое мелкосерийное производство было налажено на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Директором в то время был Иван Александрович Фрязиновский. Это произошло 26 мая 1909 г. В автомобильном отделе завода была выпущена модель Руссо-Балт С-24/30. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объём двигателя составлял 4501 см 3 .

После 1917 года в Советской России с развитием индустриализации в разных городах было построено несколько автомобильных заводов, а так же несколько десятков заводов по производству автомобильных узлов и агрегатов. А началось всё на заводе АМО в Москве.

В 1924 году на заводе АМО в Москве был построен первый советский грузовик, который получил название АМО-Ф-15. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 предприятие АМО было реконструировано и, переименовано в ЗИС, а потом в ЗИЛ.

В 1927 году на заводе «Спартак» в Москве был выпущен первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 разработанный инженером Шараповым Константином Андреевичем.

В 1932 в Нижнем Новгороде (позже город Горький) было построено предприятие НАЗ, после переименования города завод получил название ГАЗ. Первым легковым автомобилем завода стала модель ГАЗ-А. В дальнейшем этот завод выпустил много моделей грузовых и легковых автомобилей.

В 1933 году завод «Красный Путиловец» цеха которого были расположены в Ленинграде начал производство легковых автомобилей. До этого предприятие специализировалось на тракторах. Машина называлась Л-1 «Ленинград-1», было выпущено всего несколько экземпляров этой модели.

ЗИС и ГАЗ стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями Первый автосборочный, позже ГЗА (Нижний Новгород/Горький), КИМ (Москва) он же переименованный в МЗМА, а потом в АЗЛК (в 90-е ОАО «Москвич»), ЯГАЗ — бывший «Лебедев» (Ярославль) и т. д. Эти заводы обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков.

Читайте так же:  Топ-10 стран с минимальными пенсиями

До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн. автомобилей, значительная часть которых поступила в армию.

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗИС и УралЗИС (ныне УАЗ и АЗ Урал).

В 1946 году завод начал выпускать модель М-20 «Победа». Этот автомобиль стал символом победы в Великой Отечественной войне. Двигатель автомобиля был шестицилиндровым, его мощность составляла 90 л.с. Модель неоднократно модернизировали, и она пользовалась большой популярностью.

В 1950—70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.

[2]

В 1957 году началось серийное производство автомобиля ГАЗ-21 Волга. Затем конструкцию автомобиля усовершенствовали. В результате этого в 1967 году в массовое производство запустили Волгу ГАЗ-24. Это был автомобиль с увеличенной колёсной базой и просторным салоном.

В 1959 году был построен легендарный автомобиль ГАЗ-13 Чайка. Внутренние характеристики были уникальными – мощный двигатель, способный развивать скорость до 160 км/ч, Х-образная рама, 7-местный салон, и самое уникальное – автоматическая коробка передач. Внешне Чайка также отличалась своим дизайном от автомобилей того времени.

В 1961 году завод «Коммунар» был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском малолитражного автомобиля ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец». В дальнейшем выпускались другие модели ЗАЗ.

Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966—1970 годах Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях легковых автомобилей марок Жигули и Нива — первого массового комфортабельного полноприводного внедорожников. Это стало достаточно передовым и для Европы. Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей Иж-Авто, выпускавшее преимущественно Иж-2125 с новым типом кузова хэтчбек.

В 1976 в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ. Годовая мощность предприятия была рассчитана на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных моторов. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7—8 % до 25 %. Было положено начало выпуска дизельных двигателей для ряда других советских автомарок: ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ.

К 1980-м годам советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: первое в мире по производству автобусов, третье по производству грузовиков и пятое, по общему производству автомобилей уступая только Японии, США, ФРГ, Франции.

Однако в 80-х годах фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн. в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства, оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей. Однако в это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек: ВАЗ-2108 «Спутник», Москвич-2141 «Алеко», ВАЗ-1111 «Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия» и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331 и автобусов ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202.

С распадом СССР в 1991 советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.

В XXI веке не всем автомобильным предприятиям России удалось выжить. Но, по прежнему работают ГАЗ, КАМАЗ, Иж-Авто ряд других предприятий.

В 2009 году ВАЗ вернул себе лидирующее положение, а в 2015 и 2016 годах начал выпуск современных и более качественных автомобилей LADA Vesta и LADA XRAY.

Вот, в общих чертах, что хотелось написать о русских автомобилях. Более подробно будет написано о различных моделях и размещено в разделе «Статьи». Так же российские автомобили можно будет посмотреть в разделах «Фото» и «Видео».

Точные сведения о ценах на машины в России в 19 веке

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 10 июня 2019. Время чтения 7 мин.

Первые машины в России в 19 веке стоили в среднем 3 000 руб., тогда как дойную корову можно было купить за 60 руб., а лошадь для телеги – за 100 руб. Отечественный автомобиль Фрезе продавался за 1 500 руб., но он не пользовался спросом. С ростом популярности авто увеличивались и цены. Машины российского производства можно было купить за 8 000 руб., что эквивалентно 6,9 млн рос. руб. по нынешнему курсу. Стоимость импортных экземпляров доходила до 13 500 руб., или 179,5 тыс. $ в ценах 2019 года. В то же время дорожный «Форд» можно было приобрести за 1 965 руб., что сегодня бы составило 1,7 млн рос. руб., или 26 тыс. $. Перед 1 мировой войной в России было 13 000 машин. А самым большим автолюбителем был царь Николай II – в его автопарке было почти 60 экземпляров, на которые было потрачено около 0,5 млн царских руб.

Царская Россия успела оценить преимущества автомобилей, ведь начало их эры приходится именно на конец 19 века. В 1891 г. Василий Навроцкий – журналист и бизнесмен, владелец «Одесского листа» – завез в Одессу из Марселя первый экземпляр. С этого момента росла не только популярность на машины, но и их стоимость. Во сколько же обходилась россиянам модная новинка на стыке XIX-XX вв. и кто мог себе позволить такое удовольствие?

Стоимость автомобиля

В конце 19 века первыми экземплярами в продаже появились авто немецких пионеров Бенца и Даймлера. В 1894 г. в Санкт-Петербурге на Фонтанке открывается дилерский центр, торгующий машинами марки Benz. «Техническая контора Карл Шпан» экспортировала первый самоходный экипаж, который был отправлен в Москву. До 1887 года было завезено 19 «Бенцев», колесивших по Петербургу и другим крупным городам. Стоимость такой машины в 19 веке составляла 2 000–3 000 руб.

«Додо готова была пожертвовать ради автомобиля самым дорогим для девицы. Ведь «самый плохонький» стоил не менее 2000 рублей, а отец Дуняши, мелкий чиновник, таких денег собрать не мог,» – отрывок из рассказа Ивана Мясницкого.

За эти деньги можно было купить до 50 голов хороших коров или до 30 – ездовых лошадей. Ведь цены в те времена были не столь высоки, например стоимость:

  • рабочей лошади составляла 30–60 руб.;
  • дойной коровы – 60 руб.;
  • лошади для повозки – 100 руб.;
  • хорошего коня с родословной – 150 руб.

Для сравнения! Двухместная карета в конце 19 века стоила около 7 000 руб., а штучные товары столичных мастеров – от 10 000 руб.

[1]

В 1986 г. появилась первая русская машина, изготовленная Фрезе и Яковлевым. Ее продавали за 1 500 руб., но хозяина она не нашла, так и осталась в единственном экземпляре.

Читайте так же:  Что такое добровольное медицинское страхование отличие дмс от омс

Рис. 1. Первый русский автомобиль

Но с ростом спроса увеличивались и цены. Владельцами модных и престижных повозок желали стать все больше состоятельных россиян. Некоторые магнаты покупали даже по 2-3 авто. Именно они определяли основной спрос, поэтому в страну ввозились в основном дорогие экземпляры.

По данным Форбс, 2 автомобиля Delaunay-Belleville в царском гараже обошлись Николаю II в 1905 г. в 18 400 руб. То есть, стоимость французской машины составляла 9 200 руб.

Отечественный автопром старался не отставать от зарубежных конкурентов. В начале 20 века продавались:

  • паромобили подмосковного завода «Дукс» – 5000–6000 руб.;

Рис. 3. Реклама «Дукс»

  • русский автомобиль завода И.П. Пузырева – 6200–7000 руб.;

Рис. 4. Авто Пузырева

  • «Руссо-балт» Русско-Балтийского вагонного завода – до 8 000 руб.

Рис. 5. «Руссо-Балт», модель С-24

На автосалоне, организованном в Санкт-Петербурге в 1913 г., было представлено 250 стендов с новинками со всего света. Здесь были выставлены авто:

Рис. 6. Мерседес, 1901 г.

Экземпляры все без исключения были распроданы. На удивление, цены на некоторые машины были дешевле, чем на отечественные образцы. Самоходное авто можно было приобрести за 1 850–13 500 руб.

Стоимость в современной валюте

Чтобы разобраться, сколько стоила машина на стыке 19–20 века, пересчитаем цены в современной валюте с учетом курса:

  • царского рубля на 1897–1913 г.: 1 $ = 1,945 руб.;
  • инфляции доллара: 1$ (1913 г.) = 25,8 $ (2019 г.);
  • курса рос. руб. на 2019 г.: 1 руб. = 65 $.

Таблица 1. Стоимость машины в начале 20 века в России

Марка Характеристики Цена на 1913 год По курсу 2019 года
В царских рублях В $ США В рос. руб. В $ США
«Дукс» 2-х местный 5 000 2 577 4 322 165 66 495
Авто Пузырева кабриолет 7 200 3 711 6 223 918 95 753
Руссо-Балт «С-24» 4-х местный 7 500 3 866 6 483 247 99 742
Opel и Renault 4-х местный 5 000 2 577 4 322 165 66 495
Даррак «Торпедо» 2-х местный, 14 л.с. 3 850 1 985 3 328 067 51 201
Даррак «Ландоле» 40 л. с 5 575 2 874 4 819 214 74 142
Даррак «Лимузин» 2-х местный, 14 л.с. 4 950 2 552 4 278 943 65 830
Даррак «Ландоле Лимузин»» 40 л. с 6 150 3 170 5 316 263 81 789
Уайт «Дубль фаэтон» 4 цилиндра, 5 мест 5 550 2 861 4 797 603 73 809
Уайт «Дубль фаэтон» 6 цилиндров, 7 мест 10 000 5 155 8 644 330 132 990
Уайт «Лимузин» 6 цилиндров, 7 мест 13 500 6 959 11 669 845 179 536
Форд «Дубль-фаэтон» 4 цилиндра, 5 мест 2 375 1 224 2 053 028 31 585
Форд «Дорожный» 2 места 1 965 1 013 1 698 611 26 132
Форд «Ландоле-Люкс» 6 мест 3 175 1 637 2 744 575 42 224
Кинг «В» 30-35 л. с. 2 318 1 195 1 599 201 24 603

Источник: рекламные листовки

Рис. 7. Рекламные листовки с ценами

Как видим, автомобиль средней стоимости 3 000 руб. в начале 20 в. сегодня обошелся бы почти в 40 тыс. $, или 2,6 млн рос. руб. Самые дорогие импортные лимузины «Уайт» в современной валюте стоили бы 179,5 тыс. $, или 11,7 млн рос. руб.

Кто покупал машины в 19 веке

К 1914 году в России было всего лишь 13 000 машин, а в «Московском автомобильном обществе» состояло 600 любителей. Кто же покупал первые самоходные повозки? Ошибочно мнение, что позволить себе такое удовольствие могли только члены дворянских семей и промышленники. Однозначно, импортные лимузины покупали только состоятельные люди. Но авто попроще могли приобрести и россияне среднего сословия.

Зарплаты в те времена составляли в год:

  • министры – 26 000 руб.;
  • члены Госдумы – 4 500 руб.;
  • губернаторы – 8 000 руб.;
  • профессора вузов – 4 000 руб.;
  • инженеры – 2 000–3 000 руб.;
  • учителя гимназий – 1 000 руб.;
  • приставы – 1 000 руб.;
  • квалифицированные рабочие – 400–700 руб.
  • рабочие без квалификации – 150–300 руб.

Справочно! Самым доступным транспортом тех времен был мотоцикл. Его можно было купить за 150–400 руб.

Автомобили не стали обязательным атрибутом даже состоятельных семей не по причине высокой стоимости, а из-за отсутствия соответствующих дорог и дорогого обслуживания. Кроме этого, первые самоходные повозки были ненадежными, и содержать их в работоспособном состоянии было проблематично. До 90% автовладельцев нанимали шоферов, так как не умели самостоятельно водить транспорт.

Рис. 9. Ломались первые машины регулярно

В среднем содержание машины обходилось в 2 500–3 000 руб. в год. Основными статьями расходов были:

  • жалование шофера – 600 руб.;
  • смена и ремонт шин – 620 руб.;
  • текущий ремонт – 250 руб.;
  • бензин – 180 руб.;
  • масло – 45 руб.;
  • налог на авто – 39 руб. (3 руб. с л. с.);
  • аренда гаража – 240 руб.

Кроме этого, ежегодно с 15 марта по 30 апреля нужно было проходить техосмотр и сменить номер.

Желающие научиться водить брали уроки у монтеров, которым выплачивали по 4 руб. в сутки. Но даже те, кто решался купить машину, вынуждены были ожидать до года, предварительно оплатив 30% стоимости и доставку, которая могла составлять порядка 100–200 $.

О популярных моделях авто конца 19 – начала 20 века смотрите в видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Источники


  1. Домашний уход за больными. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. — 304 c.

  2. Дуган, Элен Волшебство в вашем саду. Магические свойства растений и способы работы с ними / Элен Дуган. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 944 c.

  3. Йирасек, В. Лекарственные растения / В. Йирасек, Ф. Стары. — М.: Артия, 1982. — 256 c.
  4. Точные сведения о ценах на машины в россии в 19 веке
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here