Учетная политика управляющей компании жкх

Важно и полезно по теме: "Учетная политика управляющей компании жкх" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Правила ведения учёта в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК: часто задаваемые вопросы

Жилищные кооперативы в ходе своей деятельности по ремонту и обслуживанию общего имущества пайщиков оперируют значительными финансовыми средствами.

Учёт получения и перераспределения финансов в жилищном кооперативе осуществляется правлением, но зачастую избранные из числа пайщиков члены правления не обладают достаточной компетенцией и временем для ведения бухучёта и нанимают бухгалтера в штат.

Ниже вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с бухгалтерией ЖСК.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Для чего требуется бухгалтер ЖСК?

Бухгалтер в жилкооперативе – это финансовый работник, основной задачей которого является организация финансовой деятельности ЖСК в соответствии с принятой в кооперативе учётной политикой.

В ходе своей деятельности бухгалтерский работник должен руководствоваться:
  • Жилищным кодексом.
  • Налоговым законодательством.
  • Методами ведения строгой финансовой отчётности.
  • Хозяйственной политикой жилищной структуры.
  • Положениями устава.

Финансовый сотрудник является лицом, подотчётным председателю правления жилкооператива и ежегодной конференции его пайщиков, а также ревизионной комиссии, по требованию которой бухгалтерия представляет к проверке все финансовые документы жилищной структуры (п. 4 ст. 120 ЖК РФ).

Работники бухгалтерии могут назначаться как из числа пайщиков, так и со стороны.

Должностная инструкция

С привлекаемым для осуществления финансового учета сотрудником заключается трудовой договор, а деятельность сотрудника регулируется должностной инструкцией. Это официальный документ, в котором прописаны:

  • Общие положения о работе бухгалтера.
  • Права и обязанности финансового работника ЖСК.
  • Материальная ответственность.

Общие положения содержат сведения о субординации в бухгалтерском отделе, условия замещения должностей, а также нормативные документы и законодательные акты, на основе которых составлена инструкция.

К обязанностям главного бухгалтера ЖСК относятся:

  1. Контроль над фиксацией доходной и расходной части бюджета жилкооператива.
  2. Ежеквартальный анализ финансовой деятельности жилищной структуры.
  3. Формирование прогнозов по наполняемости смет.
  4. Формирование отчётов для контролирующих органов.
  5. Ведение бухгалтерской документации (листов учёта, журналов, приходных книг и т.д.).
  6. Проведение и оформление инвентаризации.
  7. Соблюдение норм платёжной дисциплины.

Работники бухгалтерии несут материальную ответственность перед правлением и пайщиками жилкооператива в размере своей заработной платы, а при нарушении имущественных прав третьих лиц или растрате средств могут привлекаться к уголовной ответственности и отвечать всем личным имуществом.

Бухучёт в ЖСК

Бухгалтерский учёт в жилкооперативах подразумевает деятельность правления и сотрудников бухгалтерии, направленную на фиксацию осуществляемых финансовых операций, а также ведение журналов, предусмотренных учётной политикой компании.

Бухучёт в жилищном кооперативе имеет следующие составляющие:
  1. Запись проводок для совершаемых операций.
  2. Формирование платёжных квитанций для членов и не членов жилкооператива.
  3. Фиксация оплаты счетов подрядных организаций.
  4. Распределение средств между внутренними фондами и расчётным счётом в банке.

Ведение бухучёта осуществляется в журналах жилкооператива, предназначенных для записи финансовых операций и подлежащих хранению после окончания заполнения в течение трёх лет.

К журналам бухучёта относятся:

  • Приходно-расходная книга.
  • Журнал учёта квитанций.
  • Зарплатный журнал.
  • Книга отчётов.
  • Списки внебюджетных поступлений.
  • Списки должников.

Особенности бухучёта в кооперативе зависят от количества пайщиков, количества обслуживаемых собственников, не являющихся членами кооператива, а также внутренними особенностями.

Под проводками (или контировками) понимается запись финансовых операций, осуществляемых в жилкооперативе, в соответствии с правилами строгой отчётности, установленными Приказом Минфина № 94н.

Данный приказ устанавливает соответствие между приходными и расходными операциями и номерами субсчетов, присваиваемых каждой операции в приходно-расходной книге.

Каждой операции соответствует свой номер субсчёта по дебету и кредиту. К типичным проводкам, используемым в жилищном кооперативе, относятся:

  1. Задолженность пайщиков по взносам – Д 76 и К 86.
  2. Задолженность по платежам жильцов, не являющихся пайщиками ЖСК – Д62 и К 90.
  3. Учёт расходов на содержание общих помещений – Д 26 и К 69-71.
  4. Оплата работ сторонних компаний – Д 26 и К 60.
  5. Реформирование баланса – Д 99 и К 84.
  6. Запись расходов на ремонтные работы – Д 96 и К 60.
  7. Оформление расходов на обслуживание имущества жильцов кооперативных домов, вышедших из организации – Д 90 и К 20.
  8. Расходы на обслуживание банковского расчётного счёта – Д 90 и К 51.
  9. Создание фонда ремонта – Д 86 и К 96.

Весь финансовый баланс жилкооператива делится на две части:

  • Актив.
  • Пассив.

Все поступающие на баланс доходы ЖСК считаются материальным активом жилищной структуры и подлежат налогообложению. К доходам в жилкооперативах принято относить:

  1. Членские взносы пайщиков.
  2. Прибыль от хозяйственной деятельности.
  3. Спонсорские поступления.
  4. Благотворительная помощь.
  5. Субсидии из местного бюджета.
  6. Проценты по ценным бумагам.
  7. Пени и штрафы, оплачиваемые владельцами помещений за просрочку взносов.

В зависимости от налоговой политики кооператива некоторые доходы могут не учитываться в активной части баланса.

Например, при упрощённой системе налоговых расчётов прибыль от хозяйственной деятельности может считаться целевыми средствами, направляемыми на уставные цели, и потому не подлежать налогообложению.

Чтобы отметить прибыль, полученную от хозяйственной деятельности жилкооператива (аренда помещений, рекламных мест и т.д.) в качестве целевых средств, не облагаемых налогом при УСН, необходимо к такой прибыли применить проводки Д 84 и К 86.

Вопросы финансового учёта в управляющей компании

Управляющие компании, привлекаемые различными жилищными структурами (товариществами, кооперативами и т.д.) для организации обслуживания общей недвижимости жильцов (членов ТСЖ или пайщиков), осуществляют бухгалтерский учёт финансов в качестве некоммерческих организаций.

Особенности учёта в управляющих организациях зависят от выбора системы налогообложения и учётной политики.

Налогообложение может осуществляться:

  • По стандартной системе.
  • По упрощённой системе.

Стандартный способ налогоначисления подразумевает обложение налогами всех доходов УК по ставке 13 процентов, а при упрощённой системе налоги начисляются на часть доходов, оставшуюся после вычета расходов. При этом необходимо учитывать, что движимое имущество, находящееся на балансе УК (снегоуборочные машины, оборудование и т.д.) не подлежит налогообложению только при УСН.

Учетная политика УК оформляется в качестве отдельного документа, который утверждается общим собранием членов жилищной организации. Данный документ должен содержать следующие сведения:

  1. О способе налогообложения.
  2. О периодичности формирования отчётов перед ревизором и общим собранием.
  3. О способе учёта основных средств и нематериальной части актива.
  4. О форме и внутренних регистрах бухучёта.
  5. Рабочий план счетов, используемых при записи контировок.
Читайте так же:  Как правильно заполнить декларацию на субсидию

Периодичность формирования финансовой отчётности бухгалтерских работников ЖСК, ТСЖ и ЖКХ определяется уставом организации, но не может проводиться реже одного раза в год (ч. 1 п. 3 ст. 120 ЖК РФ).

Итак, бухгалтер жилищного кооператива осуществляет учёт всех финансовых операций в организации и отчитывается о своей деятельности перед правлением, ревизором и пайщиками. Для этого он должен обладать достаточным опытом.

Чтобы усилить контроль над бухгалтерией в кооперативе, обязанности по учёту распределяются между несколькими сотрудниками, с каждым из которых подписывается договор о материальной ответственности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
+7 (812) 467-41-57 (Санкт-Петербург)

Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ

Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ и в управляющих компаниях

Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущим и капитальным ремонтом. В основном многоквартирные дома находятся под ведением именно таких организаций. Специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ, ряд таких особенностей включает структуру расходов, особенности расчетов с потребителями и поставщиками коммунальных услуг, сферу деятельности компании, ведущей контроль за объектами учета.

Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)

Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.

Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.

Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.

Учет оплаты за коммунальные услуги собственниками

Собственники помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами:

— по договору, который организация ЖКХ заключает с ресурсоснабжающими предприятиями. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией предприятия ЖКХ. Организация при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью;

— по договору, который предприятие заключило с ресурсоснабжающей организацией и единым расчетно – кассовым центром (далее — ЕРКЦ). В этом случае именно ЕРКЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации: платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет предприятия ЖКХ, чтобы оно погасило задолженность перед организациями поставляющими ресурсы; владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.

— по прямым договорам, которые собственники помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за коммунальные услуги собственники производят муниципальным унитарным предприятиям и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете предприятия ЖКХ. Для предприятия ЖКХ такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что товарищества собственников жилья (как и управляющие компании) не имеют права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Также эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.

Налогообложение управляющих компаний

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Учет расчетов с поставщиками и потребителями в управляющей компании (ЖКХ)

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей предприятие ЖКХ заключает договора о возмездном характере оказанных услуг (договор поставки, договор оказания услуг по содержанию жилищного фонда и др.). Средства, поступившие от собственников имущества, относят к доходам предприятия, а стоимость услуг и материалов по счетам поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые предприятиями ЖКХ, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с собственниками многоквартирного дома.

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;

Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;

Читайте так же:  Причина нетрудоспособности 01 в больничном листе что это значит

Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;

Дебет 62 Кредит 90-1 – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;

Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;

Дебет 60 Кредит 62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов .

Предприятия ЖКХ обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму предприятия получают из бюджетов. Так, например, в нашей стране, практически во всех регионах, действуют льготы на теплоэнергию и отопление, кроме того на льготных условиях государство софинансирует потребление холодной и горячей воды.

При получении предприятием ЖКХ из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 86 — получены целевые денежные средства из бюджета.

Дебет 20 Кредит 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.

Дебет 86 Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Предприятия ЖКХ часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (далее — ЕРКЦ). ЕРКЦ — это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

Учет затрат в ЖКХ

Формирование затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Исходя из существующей практики на предприятиях сферы ЖКХ затраты формируются уже много лет по одной и той же схеме. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, в состав себестоимости включают затраты на работы, за которые по договору предприятия ЖКХ несут ответственность. Таким образом, объектом калькулирования в сфере ЖКХ является конкретный вид работ, закрепленный договором. Исходя из этого, типовая смета расходов ЖКХ, включает в себя:

— основные расходы, предусмотренные действующим законодательством РФ;

— дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда;

— расходы, связанные с оказание коммунальных услуг и содержанием придомовой территории .

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 — получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 26 Кредит 60 — получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 76-6 Кредит 90 — отражено начисление жилищно-коммунальных услуг населению по справке ЕРКЦ

Дебет 50, 51 Кредит 76-5 — получена оплата от населения

Дебет 76-5 Кредит 51 — ЕРКЦ перечислил платеж поставщикам жилищно-коммунальных услуг (за вычетом вознаграждения)

Дебет 90 Кредит 68 начислен НДС

Дебет 90 Кредит 20,26 — списаны расходы

Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) — отражен финансовый результат.

За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации. Данная ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет выглядеть следующим образом: Дебет 91 — Кредит 76

Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухгалтерского учета в ЖКХ. В обязанности штатного бухгалтера предприятия ЖКХ входят:

[2]

— учет материальных ценностей и их передачи подотчетным лицам;

— расчет и начисление заработной платы работникам организации;

— учет денежных средств, которые поступают на счет компании;

— организация учета расчетов с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные ресурсы (тепло, вода, электроэнергия);

— формирование и предоставление отчетов в фискальные и контролирующие органы;

— формирование отчетности по своим участкам бухгалтерского учета.

На этом список обязанностей не заканчивается, полный их перечень может быть различным и зависит от конкретно организации.

Программы для учета на предприятиях ЖКХ

Наиболее распространенной программой бухгалтерского учета, применяемой на предприятиях ЖКХ, является 1С: Бухгалтерия. Программа для предприятий ЖКХ является дополнением к типовому продукту 1С: Бухгалтерия 8. К базовым функциям (банк, касса, покупка, продажа, склад и так далее) в данном случае добавляется вкладка под названием «Учет в ЖКХ». В меню в связи с этим появляется специальный блок, в котором на разных вкладках присутствуют отдельные функции подсистемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ являются здания и сооружения. Справочник зданий устроен по принципу единого окна, из него можно получить доступ ко всей сопутствующей информации о подъездах, помещениях, действующих начислениях и установленных счетчиках.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, специфика организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ обусловлена особенностью приобретения ресурсов у ресурсопостовляющей организацией, их перепродажей и взаимозачетом между конечными потребителями и поставщиками этих ресурсов.

ЖКХ: учетная политика управляющей компании

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

ФРАГМЕНТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ УК, НАХОДЯЩЕЙСЯ НА ОСНО И ПРИМЕНЯЮЩЕЙ ЛЬГОТУ ПО НДС.

Раздельный учет НДС.

1. Организация осуществляет налогооблагаемые операции, а также операции, не облагаемые НДС:

–реализацию коммунальных услуг (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ);

–реализацию работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

2. Организация ведет раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС, с использованием счетов бухгалтерского учета.

Читайте так же:  Госпрограммы помощи малому бизнесу в рф

К субсчету 90‑1 «Выручка» открыты субсчета второго порядка:

–90‑1‑1 «Выручка по содержанию общего имущества, не облагаемая НДС»;

–90‑1‑2 «Выручка по текущему ремонту общего имущества, не облагаемая НДС»;

–90‑1‑3 «Выручка по управлению МКД, облагаемая НДС»;

–90‑1‑4 «Выручка по коммунальным услугам, не облагаемая НДС».

К субсчету 90‑2 «Себестоимость продаж» открыты субсчета второго порядка:

–90‑2‑1 «Себестоимость содержания общего имущества»;

–90‑2‑2 «Себестоимость текущего ремонта общего имущества»;

–90‑2‑3 «Себестоимость управления МКД»;

–90‑2‑4 «Себестоимость коммунальных услуг».

Аналогичным образом строится учет на счете 20 «Основное производство».

К счету 20 «Основное производство» открыты субсчета:

–20‑1 «Содержание общего имущества»;

–20‑2 «Текущий ремонт общего имущества»;

–20‑3 «Управление МКД»;

–20‑4 «Коммунальные услуги».

3. Для целей ведения раздельного учета НДС в состав прямых расходов, связанных с реализацией коммунальных услуг, не облагаемых НДС, включается стоимость соответствующих коммунальных ресурсов, приобретенных у РСО.

В налоговых периодах, когда стоимость реализации коммунальной услуги превышает стоимость соответствующего коммунального ресурса, приобретенного у РСО, с суммы разницы исчисляется НДС по ставке 18/118.

В налоговых периодах, когда стоимость коммунального ресурса, приобретенного у РСО, превышает стоимость реализации коммунальной услуги, с суммы разницы вычет «входного» НДС не применяется.

4. Для целей ведения раздельного учета НДС в состав прямых расходов, связанных с реализацией работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включается стоимость данных работ (услуг), приобретенных у подрядчиков (исполнителей).

В налоговых периодах, когда стоимость реализации работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД превышает стоимость приобретения соответствующей работы (услуги) у подрядчика, с суммы разницы исчисляется НДС по ставке 18/118.

В налоговых периодах, когда стоимость работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, приобретенной у подрядчика, превышает стоимость реализации соответствующей работы (услуги), с суммы разницы вычет «входного» НДС не применяется.

5. Организация ведет раздельный учет НДС, предъявленного поставщиками и подрядчиками, с использованием счетов бухгалтерского учета.

К субсчету 19‑1 «НДС при приобретении основных средств» открыты субсчета второго порядка:

–19‑1‑1 «НДС при приобретении ОС, используемых в облагаемых налогом операциях»;

–19‑1‑2 «НДС при приобретении ОС, используемых в не облагаемых налогом операциях»;

–19‑1‑3 «НДС при приобретении ОС, используемых в облагаемых и не облагаемых налогом операциях».

К субсчету 19‑3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» открыты субсчета второго порядка:

–19‑3‑1 «НДС по приобретенным МПЗ, используемым в облагаемых налогом операциях»;

–19‑3‑2 «НДС по приобретенным МПЗ, используемым в не облагаемых налогом операциях»;

–19‑3‑3 «НДС по приобретенным МПЗ, используемым в облагаемых и не облагаемых налогом операциях».

6. К ОС и МПЗ, а также к иным товарам, работам, услугам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, относятся приобретения, принимаемые в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к учету на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

7. В налоговых периодах, когда доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов, суммы «входного» НДС, принятые к учету на всех субсчетах, открытых к счету 19, принимаются к вычету.

Доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, определяется по формуле:

Показатели расходов принимаются в суммах, соответствующих оборотам по дебету субсчета 90‑2 в корреспонденции с кредитом соответствующего счета (20, 26) за налоговый период. Показатели расходов принимаются без учета «входного» НДС.

Доля общехозяйственных расходов определяется по формуле:

Показатели выручки принимаются без учета НДС.

8. По итогам налогового периода составляется налоговый регистр, в котором приводится расчет доли расходов, связанных с не облагаемыми НДС операциями, дающей право не вести раздельный учет.

9. В налоговых периодах, когда доля совокупных расходов по операциям, освобожденным от налогообложения, превышает 5 % общей величины совокупных расходов, суммы «входного» НДС по приобретениям, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых налогом операциях, принимаются к вычету и включаются в стоимость приобретений согласно пропорции.

Сумма НДС, принимаемая к вычету, рассчитывается по итогам налогового периода по следующей формуле:

Доля НДС, включаемого в стоимость приобретений, рассчитывается по итогам налогового периода по следующей формуле:

Показатели выручки принимаются без учета НДС.

Учетная политика управляющей компании ЖКХ

Составление бухгалтерской учетной политики управляющей организации

Общие требования к учетной политике

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Этим же приказом утверждаются следующие обязательные элементы учетной политики:

рабочий план счетов бухгалтерского учета (составляется на основе Плана счетов с учетом специфики деятельности компании, учитывает наличие необходимых синтетических и аналитических счетов, например для учета доходов и расходов по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым НДС, а также отдельно по услугам и работам);

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности (традиционно документы составляются по унифицированным формам; если они не предусмотрены, следует заранее разработать необходимый бланк, ознакомить с ним лиц, ответственных за соответствующую хозяйственную операцию; при этом все первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете);

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (необходимо утвердить лишь порядок и сроки проведения инвентаризации, когда она не обязательна, поскольку в силу закона в определенных случаях инвентаризация проводится в обязательном порядке — п. 1 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете; например, может быть установлено, что внезапная инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в квартал);

способы оценки активов и обязательств (например, следует сделать выбор: учитывать МПЗ по фактическим или учетным ценам при принятии к учету и по средней себестоимости, себестоимости каждой единицы или методом ФИФО — при отпуске в производство);

правила документооборота и технология обработки учетной информации (от того, насколько четко прописаны правила документооборота (состав документов, перечень ответственных лиц, сроки передачи документов в бухгалтерию), во многом зависит достоверность показателей бухгалтерского учета и отчетности, поскольку Закон требует отражать операции в учете непосредственно в момент их совершения или сразу по окончании; также следует оговорить, кто и в каком виде хранит экземпляры первичных документов, кто и как их обрабатывает — например, при автоматизированной обработке информации данные могут как автоматически выгружаться из приложений в программный комплекс, так и вручную вноситься на основании письменных документов; в случае заключения договора о начислении и учете платы собственников помещений со специализированной организацией (расчетным центром) в учетной политике целесообразно оговорить также формы и сроки представления отчетов в бухгалтерию организации, согласованные в договоре об оказании услуг);

Читайте так же:  Платежи за капитальный ремонт льготы пенсионерам

порядок контроля за хозяйственными операциями (Законом предусмотрена необходимость визы руководителя и главного бухгалтера организации на всех документах, которыми оформляются операции с денежными средствами, — п.

3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете; приказом руководителя назначается состав инвентаризационной комиссии, комиссий, санкционирующих списание тех или иных активов и обязательств, и пр.);

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наряду с указанными сведениями в учетную политику, принимаемую для целей бухгалтерского учета, необходимо включать следующую информацию:

— выбранный способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Как правило, соответствующее указание содержится в том или ином бухгалтерском стандарте;

— способ организации и ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, разработанный в отсутствие установленного бухгалтерскими стандартами способа организацией самостоятельно на основании положений по бухгалтерском учету, а также международных стандартов финансовой отчетности. Напомним, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов.

Заметим, что к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности (то есть имущества, обязательств и хозяйственных операций), погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Отдельные положения учетной политики управляющей организации

В рамках данной статьи мы не будем перечислять все вопросы, по которым бухгалтерское законодательство предлагает несколько альтернативных способов ведения бухгалтерского учета. Остановимся лишь на некоторых моментах, являющихся специфическими для управляющей организации, большая часть из которых прямо не урегулирована бухгалтерскими стандартами и требует особого закрепления в учетной политике.

Учет доходов

Если управляющая организация позиционирует себя как посредника в части предоставления коммунальных услуг гражданам, в учетной политике имеет смысл указать следующее: «Доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от реализации услуг по управлению многоквартирным домом, а также услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества».

Если же управляющая организация отражает в учете реализацию коммунальных услуг, соответствующий вид деятельности следует оговорить в учетной политике и конкретизировать порядок учета соответствующих доходов. Существенное влияние на способы ведения бухгалтерского учета оказывает порядок организации учета расчетов с потребителями — в подавляющем большинстве случаев они выносятся за рамки бухгалтерского учета (осуществляются абонентским отделом в отдельной программе с регулярной выгрузкой данных либо сторонней компанией по договору). Поэтому размер платы, начисленной собственникам помещений в том или ином отчетном периоде, не всегда влияет на размер доходов, признаваемых в бухгалтерском учете по причине проведения регулярных корректировок размера платы в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.

Помимо объемов потребления на размер выручки от реализации коммунальных услуг оказывают влияние и применяемые тарифы, цены. Так, в учетной политике целесообразно указать, что выручка признается исходя из регулируемых тарифов, установленных для потребителей с учетом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, предусмотренных в определенном законом порядке.

Немаловажно также оговорить порядок признания выручки при предоставлении коммунальных услуг, оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества льготным категориям граждан (в законодательстве нет норм, четко регулирующих данную ситуацию): в размере, предъявленном к оплате гражданину, или исходя из полной стоимости предоставленных услуг и выполненных работ (в соответствии с утвержденными тарифами или размером платы за содержание и ремонт, установленным договором управления).

Учет расходов

Учет бюджетных субсидий

Говоря о бюджетных субсидиях, прежде всего следует упомянуть о субсидиях, право на получение которых возникает в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей. Субсидии, которые поступают управляющей организации по причине приведения платы потребителей за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами в бухгалтерском учете, следует квалифицировать как прочие доходы. Однако момент их признания в законодательстве не определен — руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» в данной ситуации нельзя, поскольку данный бухгалтерский стандарт не распространяется на экономическую выгоду, связанную с государственным регулированием цен. В то же время зачастую при принятии бухгалтерской учетной политики организации стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, поэтому определяющим фактором может стать порядок признания соответствующего дохода в налоговом учете, который в настоящее время остается дискуссионным (в момент получения денежных средств или в момент реализации услуг).

Если учетной политикой установлено, что управляющая организация отражает выручку от реализации коммунальных услуг без учета льготы, предоставляемой отдельным категориям граждан, вопрос признания дохода в виде бюджетной субсидии не стоит. В противном случае (выручка определяется в суммах, предъявленных к оплате потребителю) следует руководствоваться п.

Учетная политика управляющей компании ЖКХ — образец

10 ПБУ 13/2000 и признавать прочий доход в момент предоставления бюджетных средств.

Особого внимания требует разработка способа бухгалтерского учета, а именно порядка применения бухгалтерских счетов для отражения хозяйственных операций, связанных с проведением ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Изменение учетной политики

ПБУ 1/2008 называет только три причины изменения принятой учетной политики организации:

— изменение законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

— существенное изменение условий хозяйствования.

Разработку новых способов учета, которые обеспечивают более достоверное отражение операций в учете, следует отличать от ошибок, под которыми понимается неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности, которое может быть обусловлено, в частности, неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»). В рассмотренной выше ситуации квалификация и оценка факта хозяйственной деятельности основана на профессиональном суждении специалистов, поскольку законодательство не содержит норм, однозначно регламентирующих соответствующий вопрос. Следовательно, нельзя считать, что ранее была допущена ошибка, а теперь организация должна ее исправить. Правильнее говорить, что исходя из сегодняшних обстоятельств стало очевидно, что новый способ ведения учета даст пользователям отчетности более достоверную информацию.

Читайте так же:  Федеральные и региональные льготы ветерану труда

Учет коммунальных платежей у «упрощенца»

Автор: Столяров Д. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 2018 года согласно пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ в случае применения управляющей организацией УСНО при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, полученные от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями. Куда при этом девать расходы? Какими записями в бухгалтерском учете УК отражаются операции по коммунальным платежам? Следует ли использовать счет 86?

Что делать с расходами?

С 01.01.2018 УК, применяющие УСНО, не учитывают при определении объекта налогообложения доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (пп. 4 п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Эта норма, как уже не раз указывал Минфин, распространяется и на УК, выступающих в качестве исполнителей коммунальных услуг, которые приобретают коммунальные ресурсы у РСО на основании договоров ресурсоснабжения (последние письма об этом – от 17.07.2018 № 03-11-06/2/49839, 03-11-06/2/50011, 03-11-06/2/50009).

Согласно пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД определяются в договоре управления домом, заключаемом собственниками помещений или органом управления ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива с УК, выбранной в установленном порядке для управления МКД. При этом УК не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления МКД условий о предоставлении тех коммунальных услуг, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства дома, а также не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В свою очередь, предоставление коммунальных услуг обеспечивается УК посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения этих договоров (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Перечень расходов (причем закрытый), которые могут учитываться при определении объекта налогообложения «доходы, уменьшаемые на величину расходов», приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эти расходы признаются налоговыми при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним их.

Итак, расходами признаются затраты, которые являются обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дохода, учитываемого при налогообложении). Так как поступления в виде оплаты коммунальных услуг исключены из состава налоговых доходов, расходы на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов у РСО не признаются налоговыми расходами. Как результат, расходы на оплату коммунальных ресурсов, приобретенных у РСО, УК, применяющей УСНО и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не нужно учитывать при определении объекта налогообложения.

[1]

Бухгалтерский учет

При формировании записей в бухгалтерском учете необходимо учитывать, что управляющая организация, выступающая в роли исполнителя коммунальных услуг, по сути, реализует их. Факт исключения согласно гл. 26.2 НК РФ доходов от оказания коммунальных услуг из состава доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, не меняет порядок организации бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете доходы от оказания коммунальных услуг признаются доходами от обычных видов деятельности (выручка от оказания услуг) (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н). Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, используется счет 90 «Продажи», к которому могут быть открыты такие субсчета:

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-9 «Прибыль / убыток от продаж».

В свою очередь, к субсчету 90-1 дополнительно можно открыть субсчета второго порядка, в том числе:

либо субсчет 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг»;

либо субсчета 90-1-1 «Выручка от оказания коммунальных услуг без учета повышающего коэффициента», 90-1-2 «Выручка от оказания коммунальных услуг в части повышающего коэффициента». Этот вариант подходит для ситуации, когда УК при расчете платы за холодное и горячее водоснабжение и (или) электроснабжение применяет повышающие коэффициенты в связи с тем, что собственники помещений в МКД не оснастили их ИПУ воды и (или) тепловой энергии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается счета 86 «Целевое финансирование», в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов он предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Использование этого счета, а не счета 90 при отражении в бухгалтерском учете УК поступлений за коммунальные услуги является неправомерным.

Если УК, применяющая УСНО и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитывает при его определении доходы в виде полученной от собственников (пользователей) помещений в МКД платы за коммунальные услуги, расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания этих услуг также не учитываются при определении объекта налогообложения. Данный льготный порядок, установленный для плательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, не влияет на порядок организации бухгалтерского учета, касающийся отражения на счетах бухучета доходов от оказания коммунальных услуг. Информация о них фиксируется в бухгалтерском учете с использованием счета 90 «Продажи» (а не счета 86 «Целевое финансирование»).

[3]

Источники


  1. Кохун Маргарет , Эвальд Аксель Новое видение растений. Рабочая книга для наблюдений и зарисовок растений; Деметра — Москва, 2011. — 200 c.

  2. Наталья, Шерстюк Гид Cosmopolitan. Уход за волосами / Шерстюк Наталья. — М.: Фэшн Букс, 2007. — 299 c.

  3. Берсон, Г.З. Дикорастущие съедобные растения / Г.З. Берсон. — М.: Гидрометеоиздат, 2008. — 234 c.
  4. Учетная политика управляющей компании жкх
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here