В налоговой службе посчитали, сколько в россии предпринимателей

Важно и полезно по теме: "В налоговой службе посчитали, сколько в россии предпринимателей" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

ФНС раскрыла, сколько на самом деле самозанятых в России

Также в ведомстве подтвердили «Парламентской газете», что не будут отслеживать банковские карты самозанятых

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

С начала 2019 года в четырёх регионах-участниках эксперимента по введению налога на профессиональный доход: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях — зарегистрировались уже более 14 тысяч самозанятых, сообщили «Парламентской газете» в Федеральной налоговой службе (ФНС) России.

Самозанятых посчитали

Если учесть, что, по данным налоговиков, по состоянию на 1 января 2019 года официальных самозанятых было всего 2,8 тысячи человек, то с учётом новых данных общая их численность составляет 16,8 тысячи человек. Как пояснили в ФНС, в число участников эксперимента вошли физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели с различными видами деятельности. При этом указание вида деятельности в настоящее время не обязательно, уточнили в ведомстве.

Согласно вступившему в силу закону, стать самозанятым можно при помощи мобильного приложения «Мой налог», пройдя там нехитрую регистрацию. Новый налоговый режим предписывает, что работающие на себя россияне с доходом не более 200 тысяч рублей в месяц и без наёмных работников могут платить не 13 процентов НДФЛ, как это делают все трудоустроенные граждане, а всего четыре процента — при работе с физлицами или шесть процентов — с компаниями.

Опасения беспочвенны

«Есть множество жизненных ситуаций с осуществлением банковских транзакций, не связанных с рабочими вопросами. Все опасения, что ФНС станет отслеживать переводы денежных средств на банковские карты вставших на налоговый учёт самозанятых граждан, являются абсолютно беспочвенными, так как будет учитываться только доход, который указывается в мобильном приложении «Мой налог», — сообщили в ФНС.

В конце января «Парламентская газета» сообщала, что до конца 2019 года список регионов-участников эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход может быть расширен. Об этом изданию заявил один из авторов закона о самозанятых, заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин. По словам сенатора, с момента вступления в силу закона в палату регионов с таким предложением обратились уже несколько субъектов Федарации.

«Ранее они занимали выжидательную позицию, но теперь вот решились. Думаю, до 1 июля мы получим всю информацию, чтобы принять решение о возможном расширении списка участников. Есть уверенность, что за весеннюю сессию Государственная Дума и Совет Федерации примут соответствующие поправки», — сказал Бушмин.

Сколько процентов составляет НДФЛ в 2019 году?

Какой подоходный налог в России и кто должен его уплачивать?

НДФЛ — прямой налог, который рассчитывается с разницы между всеми доходами, полученными физическими лицами, и расходами, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством, или налоговыми вычетами.

Об объектах, попадающих под этот налог, читайте в статьях рубрики по НДФЛ:

Плательщики НДФЛ — это физические лица, которые в целях расчета налога делятся на 2 группы:

  • Резиденты РФ — те, кто получает доход и находится в России не менее 183 календарных дней в течение года без перерыва. Они уплачивают налог в размере 13% от зарплаты (о размере НДФЛ по иным доходам речь пойдет ниже).
  • Нерезиденты РФ — те, кто находится в РФ менее 183 дней и получает доход на ее территории. Размер подоходного налога с их доходов в общем случае составляет 30%. Однако для некоторых видов нерезидентов ставка НДФЛ составляет 13%. К нерезидентам, чьи доходы от основной трудовой деятельности облагаются по ставке 13% относятся ( п.3 . ст. 224 НК РФ):
  • работники из стран ЕАЭС (важный нюанс см. здесь);
  • работающие по патенту;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • иностранцы-беженцы или получившие убежище в России;
  • участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию;
  • члены экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

Сколько процентов от зарплаты и других доходов составляет подоходный налог

Сколько подоходный налог составит в итоге, зависит от того, по какой ставке подлежат обложению доходы физического лица. Ст. 224 НК РФ предусмотрено 5 процентных ставок НДФЛ:

  • 9% с суммы доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007. Такая же ставка установлена с сумм доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 01.01.2007.
  • 13% НДФЛ с суммы доходов физических лиц (заработной платы, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, доходов от продажи имущества и др.). С 2015 года такая же ставка действует для дивидендов. Базу для налога с дивидендов необходимо рассчитывать, отделяя ее от других доходов, облагаемых по ставке 13%.
  • 15% с сумм дивидендов, полученных физическими лицами — нерезидентами от долевого участия в российских организациях.
  • 30% с сумм всех прочих доходов, полученных физическими лицами — нерезидентами.
  • 35% с сумм выигрышей, призов и участия в любых конкурсах, сумм процентов от вкладов в банках (в части превышения установленных размеров ставки ЦБ РФ), сумм экономии на процентах с полученных кредитов и др.

С 2015 года действуют особые правила в части уплаты авансовых платежей по налогу с иностранцев, которые осуществляют деятельность на основании патентной системы налогообложения. При получении или продлении патента они должны внести авансовый платеж исходя из суммы 1 200 руб., умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для соответствующего года, и на коэффициент, учитывающий особенности регионального рынка труда. При последующем расчете НДФЛ для такого работника должны быть учтены оплаченные им авансовые платежи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Коэффициент-дефлятор на 2019 год составляет 1,729. Основание — приказ Минэкономразвития от 30.10.2017 № 579.

О том, кем уплачивается налог с доходов работника, трудящегося за границей, читайте в материале «НДФЛ с зарплаты дистанционщика, работающего за границей: кто платит?».

Как уменьшить 13%: налоговый вычет по НДФЛ

Физические лица — резиденты РФ имеют возможность использовать вычет по налогу для уменьшения дохода, облагаемого НДФЛ. Наиболее широко применяемыми из них являются вычеты, предоставляемые гражданам на детей до достижения ими определенного возраста с дохода до определенной величины.

Также существуют налоговые вычеты, с помощью которых можно вернуть ранее уплаченные 13% НДФЛ при приобретении имущества, оплате обучения, лечения и т. п. (ст. 218–221 НК РФ). С 01.01.2014 стало возможным получение повторного имущественного вычета, но при одном ограничении: суммарный размер таких вычетов не может превышать 2 млн руб.

Для возврата из бюджета ранее оплаченных 13 процентов НДФЛ необходимо предоставить в ФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, обосновывающие получение вычета по налогу. Некоторые виды вычетов можно получить у работодателя.

Читайте так же:  Что необходимо знать заемщику при отзыве у банка лицензии

О существующих видах вычетов читайте в нашей рубрике «Вычеты (НДФЛ)».

Изменился ли размер НДФЛ в 2019 году

Процент НДФЛ в 2019 году и, соответственно, размер этого налога не изменились. Некоторые изменения в налогообложении имели место в предшествующие периоды.

Так, изменения 2017 года коснулись платы за независимую оценку квалификации работника:

  • она не попадает под НДФЛ, удерживаемый у работника, если оплачена работодателем (п. 21.1 ст. 217 НК РФ);
  • на ее сумму можно заявить социальный вычет, если она оплачена самим работником (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ).

В 2018 году приняты изменения в п.60 ст. 217 НК РФ, которые позволяют не облагать при соблюдении определенных условий доходы, полученные физическим лицом при ликвидации иностранной компании (закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ). Эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

Налоговые ставки по НДФЛ в 2019 году не менялись. Последнее изменение налоговых ставок по НДФЛ было в 2015-м, когда была увеличена ставка для доходов в виде дивидендов с 9 до 13%.

Несмотря на относительное постоянство ставок НДФЛ, в законодательство регулярно вносятся изменения касающиеся порядка исчисления налога, или вводятся новые отчетные формы по налогу и изменяются правила их заполнения.

[2]

Налоги и платежи ИП в 2019 году

Все налоги и платежи для индивидуальных предпринимателей можно разделить на четыре основные категории:

  1. Фиксированные платежи во внебюджетные фонды «за себя».
  2. Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников.
  3. Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения.
  4. Дополнительные налоги и платежи (в зависимости от вида деятельности).

Страховые взносы ИП во внебюджетные фонды «за себя»

Индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы «за себя» (фиксированные платежи) при любой системе налогообложения, даже если он не ведет никакой деятельности и не получает никакой прибыли. Если ИП работает один (без наемных работников), то платить отчисления он должен только «за себя».

В течение 2019 года предпринимателю необходимо произвести 2 платежа:

На пенсионное страхование На медицинское страхование Итого
29 354 руб. 6 884 руб. 36 238 руб.

Также индивидуальным предпринимателям, годовой доход которых за 2019 год будет больше 300 000 рублей, придется дополнительно заплатить 1% от суммы доходов превысивших эти 300 000 рублей до 1 июля следующего года.

Подробнее смотрите на странице про фиксированные платежи ИП.

Налоги и платежи во внебюджетные фонды с зарплаты работников

Индивидуальный предприниматель может нанимать работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (договор подряда, договор на оказание услуг и другие, для разовой работы или работы, не требующей выполнения внутреннего распорядка).

Важно понимать, что нанимая к себе работника, ИП берет на себя дополнительные расходы и обязанности:

  • Исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов выплачиваемых своим сотрудникам. Один раз в месяц (на следующий день после выплаты заработной платы) индивидуальный предприниматель обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции, выступая в роли налогового агента.
  • Платит страховые взносы во внебюджетные фонды. Отчисления во внебюджетные фонды за работников платятся каждый месяц, исходя из размера тарифов страховых взносов, умноженных на заработные платы сотрудников.

Более подробно про налоги и страховые платежи за работников.

Обратите внимание, с 2017 года все страховые взносы, как фиксированные, так и за работников, уплачиваются по реквизитам ФНС РФ. Связано это с переходом администрирования страховых взносов в введение Федеральной налоговой службы с 2017 года.

Налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСН;
  2. Упрощенная система налогообложения – УСН;
  3. Единый налог на вмененный доход – ЕНВД;
  4. Патентная система налогообложения – ПСН;
  5. Единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН.

Более подробно ознакомиться с каждым действующим в России налоговым режимом вы можете на этой странице.

Дополнительные налоги и платежи ИП

Осуществление некоторых видов деятельности подразумевают уплату дополнительных налогов. К ним относятся:

  • Налог за производство и реализацию подакцизных товаров.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог за использование водных объектов.

ИП, имеющие специальные разрешения и лицензии, помимо дополнительных налогов должны также осуществлять:

  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Примечание: дополнительные налоги, платежи и сборы необходимо платить независимо от системы налогообложения, на которой находится индивидуальный предприниматель.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Читайте так же:  Права и обязанности председателя тсж

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

В налоговой службе посчитали, сколько в России предпринимателей

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 26 июня 2019. Время чтения 5 мин.

По данным ФНС, 3,4 млн предпринимателей в ЕГРИП. Лидерами по численности ИП среди российских регионов стали: Москва (175,1 тыс. человек) и Краснодарский край (165,8 тыс. человек). Немногим меньше половины (46,2%) работают в сфере торговли.

Индивидуальный предприниматель, или ИП, ‒ это субъект предпринимательской деятельности, действующий без образования юридического лица, глава КФХ, зарегистрированный в законном порядке. Количество предпринимателей в России на начало мая текущего 2019 года опубликовала на своем сайте ФНС. Но не только налоговики ведут учет ИП. Основные показатели их деятельности ежегодно анализирует также Росстат.

В начале 1990-х, когда предпринимательство в молодой России, возрождавшейся на руинах развалившегося СССР, только оформлялось, в ходу были понятия:

  • «предприниматель без образования юридического лица»;
  • «частный предприниматель» (ЧП).
Читайте так же:  Квартира в наследство и налог

А в официальных документах то и дело появлялись странные аббревиатуры: ЧП, и ПБОЮЛ, и ИП, и даже ИПБОЮЛ. Пока, наконец, законодатель не определился и не ввел единое название – ПБОЮЛ, что означало следующее: предприниматель без образования юридического лица.

После 1 января 2005 г. был утвержден термин «индивидуальный предприниматель». Всем, кто при регистрации получил Свидетельство с знакомыми буквами ЧП и ПБОЮЛ, пришлось пройти перерегистрацию и стать обладателями документа нового образца.

Право заниматься предпринимательством у физического лица возникает с момента государственной регистрации в ЕГРИП по месту его жительства или пребывания. Контроль и ведение реестра осуществляет ФНС России. Госрегистрация и последующая деятельность ИП регламентируется Законом РФ № 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами.

С 1 августа 2016 г. в свободном доступе размещен Новый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр объединит информацию обо всех без исключения юридических лицах и ИП, которые соответствуют условиям отнесения к субъектам МСП и позволит им избежать необходимости подтверждать свой статус малого или среднего предприятия.

Статистика ФНС

Видео (кликните для воспроизведения).

По данным Федеральной налоговой службы, на начало мая 2019 года в ЕРСМСП содержатся сведения о 3,41 млн индивидуальных предпринимателей. Это 55,1% от общего числа предприятий малого и среднего предпринимательства. За 2,5 года их количество выросло на 11,8%.

Таблица 1. Количество юридических лиц и ИП из ЕРСМСП, тыс. человек

По состоянию на Всего В том числе
юр. лица ИП
10.01.2017 5 865,8 2 816,8 3 049,0
10.01.2018 6 039,2 2 817,5 3 221,7
10.01.2019 6 041,2 2 715,4 3 325,8
10.05.2019 6 184,2 2 774,2 3 410,0

Информация от Росстата

Данные государственной статистики позволяют оценить структуру не только территориальную, но также по видам деятельности. Итоги 2018 года пока не опубликованы.

За 2017 г. в 2 561,1 тыс. ИП занято 5811,6 тыс. человек. Десять лет назад в одном предприятии трудилось в среднем 3 человека, в 2017 г. – 2,3 человека.

Таблица 2. Основные показатели в индивидуальной предпринимательской деятельности, тыс. человек

Годы Фактически действующие ИП Численность заняты в ИП
2008 2 742,0 8 314,0
2009 2 663,9 6 526,0
2010 2 927,5 5 350,1
2011 2 505,1 5 453,1
2012 2 602,3 5 647,1
2013 2 499,0 5 429,5
2014 2 413,8 5 645,7
2015 2 082,7 4 984,0
2016 2 523,6 5 682,4
2017 2 561,1 5 811,6

Индивидуальное предпринимательство распространилось в различные сферы экономики, но подавляющее их большинство (почти 1,2 млн человек или 46,2%) занято торговой деятельностью. В число распространенных занятий для индивидуалов входит также транспортировка и хранение (около 0,3 млн человек или 11,6%).

Таблица 3. Количество фактически действующих в 2017 году ИП

Виды деятельности по ОКВЭД Тыс. человек % к итогу
Всего 2561,1 100,0
в том числе по видам деятельности:
сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 114,0 4,5
добыча полезных ископаемых 0,4 0,0
обрабатывающие производства 120,9 4,7
обеспечение электроэнергией, газом и паром 1,1 0,0
водоснабжение; водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений 4,5 0,2
строительство 103,5 4,0
торговля оптовая и розничная 1184,4 46,2
транспортировка и хранение 292,6 11,4
деятельность гостиниц и предприятий общепита 57,2 2,2
деятельность в области информации и связи 63,7 2,5
финансовая и страховая деятельность 21,5 0,8
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 138,1 5,4
деятельность профессиональная, научная и техническая 155,8 6,1
администрирование и сопутствующие дополнительные услуги в сфере туризма 58,7 2,3
образование 23,0 0,9
деятельность в области здравоохранения и соц. услуг 15,2 0,6
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 30,4 1,2
предоставление прочих видов услуг 176,1 6,9

Индивидуальное предпринимательство развивается по всей РФ. Каждый четвертый бизнесмен осуществляет деятельность в ЦФО.

Таблица 4. Численность фактически действующих ИП по ФО в 2017 году

Федеральные округа Тыс. человек
Российская Федерация ‒ всего 2561,1
в том числе по округам:
Центральный 630,4
Северо-Западный 239,0
Южный 418,3
Северо-Кавказский 149,0
Приволжский 478,8
Уральский 212,6
Сибирский 319,8
Дальневосточный 113,3

Безусловными лидерами ТОП-20 по числу действующих предпринимателей в России в 2017 году были Москва и Краснодарский край. В регионах из первой двадцатки работает больше половины (56%) отечественных ИП.

Рис. 2. Численность фактически действующих ИП по регионам РФ в 2017 году, тыс. человек

Единый реестр субъектов МСП должен стать системным решением проблем малого бизнеса. Что характерно, бенефициарами этого продукта стали предприниматели, а не чиновники. ИП, включенный в этот реестр, автоматически приобретает статус субъекта МСП. А чтобы подтвердить свое «членство», бизнесмен должен ежегодно предоставлять сведения о среднесписочной численности работников или налоговую отчетность для определения величины дохода, полученного от предпринимательской деятельности.

Как утверждает майский 2018 г. указ Президента, институт ИП не просто остаётся:

«Он «должен» быть повышен в статусе и даже «должен» стать более значимым в экономике государства».

Разговор о том, стоит ли открывать ИП в 2019 году, в видеосюжете:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

В налоговой службе посчитали, сколько в России рублевых миллиардеров

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 4 июня 2019. Время чтения 4 мин.

В России рублевых миллиардеров в самом первом списке «Финанс» 2004 года было 154. В 2016 ФНС насчитала 324. «Государевых слуг» среди олигархов становится меньше – с 43 в 2016 до 8 в 2018

Заработать состояние, исчисляемое в цифрах с девятью нулями, мечтают многие наши соотечественники. Правда, удается это далеко не всем. Один миллиард долларов – необходимое и достаточное условие для вхождения в «Золотую сотню России» от американского журнала Forbes. А о том, сколько в России миллиардеров в рублях, мы узнаем из сообщений ФНС. Сведения за 2017–2018 гг. еще предстоит узнать. Налоговики не торопятся делиться информацией.

Рейтинги от «Финанс»

Свое первое ранжирование рублевых миллиардеров выполнил в 2004 (по итогам за 2003) журнал «Финанс». Он назвал самым богатым в России губернатора Чукотки Романа Абрамовича. А всего в списке 154 человека. Многие из них абсолютно непубличны. Доходы 25-ти оценены в размере более 1 млрд $, а 20 могут считать себя €-миллиардерами.

Рейтинг 2005 года стал втрое длиннее. «Ф» насчитал уже 468 человек с состоянием от 1 млрд руб. и снова во главе списка небезызвестный Чукотский губернатор. В 1,6 раз выросло число лиц, чье богатство измеряется в млрд $, с 25 до 39.

В 2006 богачей стало еще больше. Их уже 720 человек. Это в 4,7 раз больше, чем в 2004.

[3]

Рис. 1. Отечественные богатеи с доходами от 1 млрд руб.

Рейтинг 2007 и всех последующих лет был ограничен уже 500-ми фамилиями, а минимальный порог состояния – в 2 млрд долларов. В любом случае, оценки, сделанные экспертами «Ф», не претендуют на звание официальных.

Читайте так же:  Вся правда о кредитных картах отп-банка

Таковыми мы считаем данные налоговых органов. ФНС ежегодно собирает сведения от россиян об уровне их дохода за календарный год. Самые последние опубликованы в 2017 году. Следует заметить, что налоговики работают лишь с «белыми» доходами граждан и признают, что миллиардеров в России может быть куда больше.

Официальная статистика

Согласно действующему законодательству, налогоплательщики могут не указывать в декларации доходы, которые не подлежат налогообложению, и доходы, по которым НДФЛ уже был удержан налоговыми агентами.

Из россиян, декларировавших свои доходы, 324 человека заработали в 2016 году как минимум 1 млрд руб. За период с 2005 года самым урожайным на богатеев был 2007, когда 655 человек заявили о том, что заработали за год не меньше такой суммы. С этого времени наблюдается устойчивая тенденция к снижению их числа, кроме небольшого роста в 2012-м.

Рис. 2. Изменение количества рублевых миллиардеров в России по данным ФНС, чел.

[1]

Олигархи с мандатом

Надо сказать, что Forbes, называя имена самых богатых людей России, государственных служащих не учитывает. Потому об этой категории будем говорить отдельно.

Уже первый рейтинг от «Ф», опубликованный в 2004 году, в список из 154 рублевых отечественных миллиардеров включил 19 чиновников. В следующем (2005-го) рейтинге таковых было уже 38 из списка в 468 богатеев. Рейтинг 2006 года состоял из 720 миллиардеров, в числе которых 43 «государевых слуги».

Таблица 1. Чиновники с миллиардным состоянием

Представители власти 2004 2005 2006
Всего 19 38 43
члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы 14 32 40
руководители региональных администраций 4 5 3
депутаты региональных Законодательных Собраний 1
другие 1

Сегодня на сайтах Правительства России, всех властных структур и субъектов РФ уже опубликовано большинство деклараций о доходах за 2018 год чиновников всех уровней. Миллиардеров во власти, по представленным данным, стало заметно меньше, и количество даже не достигает 10.

Их нет в правительстве. В палатах парламента обладателей миллиардного состояния всего двое: сенатор от Камчатки и совладелец компании «Океанрыбфлот» Валерий Пономарёв (2,35 млрд руб.) и представляющий в нижней палате парламента Владимирскую область Григорий Аникеев (2,33 млрд руб.). А среди региональных депутатов их набралось лишь 6 человек:

  • П. Антов (9,97 млрд руб.);
  • К. Стругов (4,46 млрд руб.);
  • С. Гусев (2,83 млрд руб.);
  • А. Басанский (1,88 млрд руб.);
  • Д. Ильтяков (1,64 млрд руб.);
  • И. Евтушок (1,64 млрд руб.).

«Чем больше в стране миллиардеров, тем выше уровень счастья народа» (Николай Травкин, российский политик)

Согласятся ли с этим утверждением российские граждане? Сомнительно.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

ФНС посчитало количество самозанятых в России

Федеральная налоговая служба определила количество зарегистрированных самозанятых в стране.

Подсчет провели на основе данных приложения на портале госуслуг «Мой налог», где самозанятые проходят электронную регистрацию и встают на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Количество зарегистрированных в начале августа составило 162 тысячи человек, из них 96 тысяч работают в Москве, 30 тысяч — в Московской области, 26 тысяч — в Татарстане и 4 тысячи — в Калужской области.

Большинство самозанятых работают в сфере пассажирских перевозок. Другие по популярности следуют: рекламные услуги, репетиторство, сдача недвижимости в аренду.

За 2019 года ФНС получило налогов на профессиональный доход в размере 350 млн. рублей, что соответствует 2 200 рублям с человека в среднем по стране. При этом физ. лица платят 4 % от дохода, юр. лица — 6%.

Эксперты прогнозируют, что количество самозанятых до конца года составит приблизительно 200 тысяч.

Для ленты новостей мы запустили специальный канал в Telegram и группу в Фейсбуке. Присоединяйтесь!

Из цикла откровений налогового инспектора: выездная налоговая проверка на «страже» процветания вашего бизнеса

Выездная налоговая проверка представляет собой основную угрозу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству.

Немного свежей статистики:

По данным сводного отчета ФНС России по форме 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» за 2012г. было проведено всего 55 413 результативных выездных проверок, по которым доначислено 311,5 млрд руб. Т.е. в среднем по 5,6 млн рублей на одну выездную проверку. Это средние показатели: то есть одному налогоплательщику доначислили 1 млн рублей, а другому 100 млн рублей.

Для сравнения, результативных камеральных проверок за 2012г. было проведено 1,8 млн, а доначислено 57,8 млрд рублей (всего по 31 руб. на одну проверку).

При этом выездная проверка может не назначаться годами, а может быть назначена по истечении года с момента регистрации организации. Есть и такие налогоплательщики, которых проверяют стабильно каждые три года, хотя они не относятся к категории крупнейших.

В таких обстоятельствах любого предпринимателя особо интересует, насколько велика вероятность того, что его бизнес подвергнется столь тяжкому испытанию.

Чтобы ответить на сокровенный вопрос, проходить углубленное изучение теории вероятности нам не придется. На самом деле, выбор претендентов на выездную проверку во многом зависит от того, как быстро конкретный бизнес набирает обороты и есть ли у налогового органа основания полагать, что с этого оборота не все, что полагается, упало в бюджетную копилку. Да-да, чем больше зарабатывает бизнес, тем больший интерес он представляет для налоговиков, ведь их задача не только доначислить как можно больше, но и взыскать доначисленное.

А что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности (нет-нет, да найдется среди них парочка «проблемных налогоплательщиков», по которым налоговики, как минимум, найдут возможность отказать в вычетах по НДС).

Поэтому, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит почаще оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности.

Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется миф о том, что выездная налоговая проверка проводится регулярно раз в три года.

Что же представляет из себя процесс планирования выездных проверок в свете выше сказанного.

ФНС России и региональные налоговые управления разрабатывают специальные рекомендации и требования к планированию выездных налоговых проверок, которые доводятся до районных инспекций в виде внутренних регламентов или устных распоряжений и играют решающую роль в направлении деятельности инспекторов при проведении проверок.

Читайте так же:  План действий при неисправностях лифта

Широко известная «Концепция планирования выездных налоговых проверок» (Приказ ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]) является, пожалуй, единственным официальным общедоступным документом, определяющим деятельность налоговых инспекций по данному направлению, и содержит 12 «критериев самостоятельной оценки рисков» для налогоплательщиков. Рассматривать их все в рамках данной статьи мы не будем, потому что они широко известны.

Отметим лишь два критерия, характеризующие взаимоотношения налогоплательщика с его контрагентами:

  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (сомнительные сделки с так называемыми «проблемными» контрагентами, фирмами- «однодневками»)

Региональные управления ФНС России неофициально устанавливают для подчиненных им районных инспекций минимальный размер доначислений, который должен быть обеспечен по результатам каждой выездной проверки (для Инспекций ФНС России по г. Екатеринбургу сейчас это 2 млн рублей) В случае, если доначислено по проверке меньше установленного минимума, то такая проверка признается неэффективной, что может служить основанием для возбуждения служебной проверки в отношении ответственных за ее проведение лиц и назначения повторной выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за нижестоящим.

В связи с этим наличие «проблемных» контрагентов у налогоплательщика в настоящее время является определяющим признаком для решения вопроса о включении его в план выездных проверок, поскольку позволяет на стадии предпроверочного анализа установить предполагаемую сумму доначислений по платежам, осуществляемым в адрес «проблемных» контрагентов.

Распутывание хитроумных схем уклонения от налогообложения с использованием цепочек-контрагентов производится, чаще всего, уже в процессе проведения самой выездной проверки, при этом инспекторам порой даже вменяют в обязанность вычисление хотя бы одного «обналичника».

Поэтому следует внимательней подходить к выбору своих поставщиков, а также заранее подготовить документы, свидетельствующие о должной осмотрительности, проявленной при выборе контрагента.

Помимо общедоступных критериев риска, налоговики используют и другие признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщиков, такие как:

  • Систематическое применение сотрудниками компании имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах;
  • Систематическое применение налоговых льгот, правомерность использования которых невозможно установить при камеральной проверке. Предоставление подтверждающих документов по собственной инициативе вряд ли избавит от проверки, налоговики могут начать подозревать, что компании есть что скрывать;
  • Неоднократное представление уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размере, меньшем ранее заявленного;
  • Существенные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные последней выездной налоговой проверкой.

Есть и специфические критерии, например:

По налогу на прибыль самым «рисковым» для налогоплательщика признаком является «значительное превышение внереализационных расходов над выручкой», а также «снижение налоговой нагрузки при росте выручки».

По НДС — когда выручка налогоплательщика, по данным бухгалтерской отчетности, выше налоговой базы в декларации по НДС, и эта разница превышает «дебиторку». Сумма авансов, полученных в счет предстоящих поставок, меньше размера кредиторской задолженности, указанного в бухгалтерской отчетности, или если доля вычетов превышает средний показатель.

По основаниям возникновения долга кредитора перед организацией:

-сделки, не имеющие явной экономической обоснованности;

  • сделки, связанные с вексельной формой расчетов;
  • сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;
  • сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
  • сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
  • сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

И таких критериев риска, определяющих вероятность проведения выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля, довольно много и они постоянно обновляются и пополняются. Скажем, существует Приказ ФНС РФ, который обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика. Список имеет сугубо ориентирующий характер, чем больше таких признаков у налогоплательщика или его контрагентов будет выявлено, тем выше рейтинг их «подозрительности».

В рамках данного приказа создана специальная федеральная электронная база ЮЛ-КПО (или «Юридические лица, контролируемые в первую очередь»).

Вообще, множество критериев основаны на расчетах, соотношениях и сравнениях имеющейся у налоговых органов в отношении налогоплательщиков информации, с использованием ЭВМ (об использовании налоговыми органами ЭВМ)

Вся информация, получаемая непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий, также подлежит электронной обработке.

Пропуская таким образом налогоплательщиков через фильтр критериев «риска», налоговый орган выстраивает их «в очередь» на включение в план выездных проверок.

Но не все так просто, здесь, как это часто бывает в любых очередях, есть своя «элита», которую пропускают в приоритетном порядке, «аутсайдеры», плетущиеся в конце и те кто не прошли «дрескод» (фирмы- «однодневки» в первую очередь) и были исключены.

Так, внутренним Регламентом планирования и подготовки ВНП установлено, что обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат следующие налогоплательщики в следующем порядке:

Данные положения недвусмысленно указывают, что налоговые органы интересуют в первую очередь состоявшиеся богатые налогоплательщики, способные вынести значительное налоговое бремя по итогам выездной проверки, как говорится «За ватагу нищих одного богача не выменяешь».

Относительно всех остальных налогоплательщиков налоговики действуют по принципу получения наибольшего рублевого эффекта от проведения выездной проверки, соотнося размер предполагаемой суммы к доначислению с платежеспособностью налогоплательщика. При этом часто забывают оценивать возможные сложности доказывания предполагаемого нарушения и не учитывают факторы, которые могут препятствовать проведению проверки, в связи с чем между отделами планирования и отделами выездных проверок сохраняются довольно напряженные отношения.

. на этом мы прервемся, дабы сильно вас не утомлять и сохранить интригу. Продолжения ожидайте в ближайшей рассылке.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники


  1. Корсунская, В. Из жизни растений / В. Корсунская. — М.: Детгиз, 2009. — 849 c.

  2. Корзунова, Алевтина Исцеляющая кухня. Золотой ус и другие лекарственные растения на вашем столе: моногр. / Алевтина Корзунова. — М.: Эксмо, 2005. — 128 c.

  3. Берсон, Г.З. Дикорастущие съедобные растения / Г.З. Берсон. — М.: Гидрометеоиздат, 1991. — 267 c.
  4. В налоговой службе посчитали, сколько в россии предпринимателей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here