Запорожец в ссср стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г

Важно и полезно по теме: "Запорожец в ссср стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

История продаж авто в СССР.

Ещё могли купить перед войной списанные «эмки» М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все их автомобили, как и мотоциклы, были безвозвратно изъяты. Последнее касалось также любых радиоприёмников и жилых домов вблизи «стратегических» объектов, типа водонапорной башни на ЖД.

В комментариях к этой страничке на форуме Авторетро сайта auto.ru отмечалось, что легковой ГАЗ-А

всё-таки в 30-х продавался, была даже Реклама «Москвича-400», фото с www.m400.ruреклама в журнале «Архитектор». Впрочем, скорее всего его могли приобрести разного рода организации, но не «частники».

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40-х — 50-х годов началось массовое производство ‘Москвичей-400’,

‘ и тем более ЗиМы

в основном использовались государственными учреждениями. Однако года до 53-го все 3 перечисленные модели можно было свободно купить соответственно за 8000, 16000 и 40000 рублей образца 1949г (в результате денежной реформы 1961г рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году). Потом на ‘Москвичи’ и ‘Победы’ образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам, но их никто не покупал — больно дорого. Зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 — 1000руб в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой авто никакого резона не было — можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.

Рассказывают такую байку. В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева ‘Победа’ (последней серии М20В, судя по облицовке радиатора)(ныне Конституции) и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели авто, пришёл невзрачно одетый человек. Посмотрел на ‘Москвич’.

видите, сколько он стоит?

Поскольку прецедентов в истории магазина не было, его директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: «Это академик Вальтер. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте.»

Так академик стал ЗиМовладельцем. Ещё один ЗиМ купил председатель какого-то успешного колхоза, и больше желающих не нашлось.

Часть «Москвичей» и «Побед» в начале 50-х продавалась в варианте «кабриолет»

, причём стоили такие машины дешевле обычных с закрытым кузовом.

Очереди на ‘Победу’ и ‘Москвич’ составлялись самими покупателями, с «десятниками», «сотниками» ЗиМ (он же ГАЗ-12)и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. Что за это имело «начальство», сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й ‘Москвич’

‘Москвич’ получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на ‘Волгу’ могли выкупить её в 66-м за немалые 5500руб.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась, зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, ‘Москвич-401’ стоил 9000руб, ‘Москвич-402’ — 15000руб, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10л.с. мощностью ‘Москвич-407’

В конце 50-х — начале 60-х годов прекратилось производство ЗиМов, место ‘Победы’ заняла ‘Волга’ и появился ‘Запорожец-965’,

первоначально оцененный в 16000руб. Москвич-407 (выпуска после 1960г, судя по облицовке радиатора)Само собой, грузовые автомобили и даже пикапы и фургоны на базе легковых «частникам» не продавались. Это же касалось и микроавтомобилей -мотоколясок C3А

Озпроизводства Серпуховского завода — их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет. Некоторые категории инвалидов бесплатно получали «Запорожцы» с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже «Москвичи».

Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена авто была в 2-3 раза выше государственной. Но. продавать автомобили можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал авто исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода, но связаные с немалым риском, посему часто автомобиль был у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено только в 70-х годах, однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а часть — «в конверте», что приводило к массе случаев «кидания», причём жаловаться в милицию продавец не всегда решался — его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые авто родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.

Начиная с 70-го года продажа автомобилей стала возрастать. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать «автолюбителями». ЗАЗ-965А. Фото Lis-il c zaz.kiev.uaОчереди достигли такой длины, что получить по ним автомобиль можно было лет через 10. В этой ситуации подавляющее большинство авто стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было где густо, а где пусто. Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь второстепенный НИИ — один автомобиль в несколько лет. Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое авто. Зато без проблем можно было купить за валюту или чеки «Берёзки» — её суррогат, который получали работающие за рубежом. А ещё автомобиль можно было выиграть в лотерею. И, наперекор теории вероятности, это удалось аж двоим моим соседям — одним «Москвич-2140»

4990, а ‘Запорожец’ ЗАЗ-968 — 3500руб. Полноприводный ЛуАЗ-969 на «запорожских» агрегатах стоил 4000руб. Средняя же зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около двухсот рублей в месяц.

В конце 80-х и почти до конца существования СССР новых автомобилей в свободной продаже снова не было из-за резко усилившейся инфляции. Зато желающие впервые смогли приобрести б/у грузовики и автобусы.

Закупались ли легковые авто за границей? Про сколько-либо масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к ‘гэдээровским’ ЕМВ (БМВ) конца 40-х — начала 50-х годов и чехословацким ‘Шкодам-1201’ десятилетие спустя. Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Естественно, единичные экземпляры для Брежнева и т.д. не в счёт.Мотороллер В-150М ‘Электрон’ (1974-1979)

Дополнение от 30.06.2010. Появились сведения, что новые ЕМВ-340 всё же продавались «частникам» в Москве и не только по цене 15820руб образца 1949г (чуть дешевле «Победы»).

С мотоциклами ситуация была значительно лучше — кроме тяжёлых с коляской Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой ‘Явы’ их можно было купить свободно. Вот примерные цены новой мототехники на вторую половину 70-х: рижские и львовские мопеды (класса 50 куб.см) — 180руб, мотороллер ‘Электрон’ (150) — 270руб, ‘Турист’ (200) — 450руб, мотоцикл ‘Минск’ (125) — 330руб, ‘Восход’ (175) — 420руб, ‘Иж’ разных модификаций (350) — 600-1000руб, чехословацкие ‘Ява’ и ‘ЧЗ’ (350) — 900руб, тяжёлые с коляской (650, 750) — около 1500руб.

Читайте так же:  Порядок наследования имущества без завещания

Приглашение в магазин для получения авто. Цены уже поползли вверх. Фото с nnm.ruЕщё такая деталь: вплоть до конца 80-х в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на нелегальный авторынок и переплачивать спекулянтам в несколько раз по сравнению с госценой. Иногда запчасти удавалось приобрести на СТО, но при этом оплачивать установку, а также ТО или другие реально не проводимые работы.

Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то в моём распоряжении лишь отдельные цифры. В 1965г населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, в 1970-м — 123, в 1977-м — 1107. По мотоциклам и мотороллерам цифры за соответствующие года 690, 816 и 1109 тысяч штук. Зато продажа мотоциклов началась ещё в 1940г с цифры 7 (не тысяч, а просто штук — и это на весь СССР).

КТО-НИБУДЬ ЕЩЁ ПОМНИТ КАК ПОКУПАЛ МАШИНУ В СССР И КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО?

Интересно было бы услышать ваши истории приобретения автомобиля.

Сколько стоили продукты питания в 70-80е годы в Советском Союзе?

Виртуальная экскурсия по продуктовым магазинам в СССР.

[3]

Вопрос стоимости продуктов питания сегодня очень актуален. Еще несколько лет назад, идя на выборы, кандидаты уверяли, что вернут колбасу по 2.20. Это был, чуть ли не первый пункт их программы. Сейчас ситуация немножко поменялась, но цены 70-80 годов в Советском Союзе у кого-то вызывает ностальгию, а у кого-то раздражение.

Идет постоянное сравнение тех цен и современных. При этом не учитывается уровень зарплаты, себестоимость продуктов, которая выросла многократно из-за мировых цен на нефтепродукты и удобрения. А если учесть, что все сельское хозяйство было дотационным, то становятся понятными цены в магазинах и на рынке.

Еще следует отметить, что было как минимум три категории снабжения. Столица обеспечивалась всем. Промышленные центры шли по первой категории. В их магазинах всегда было много разных товаров. В областных центрах и больших городах выбор был ограничен. Обеспечение маленьких городов, райцентров и, тем более, сел шло по остаточному принципу. Сегодня многие помнят, как ездили в промышленные центры за колбасой, рыбой, консервами. Пригородные поезда даже получили название «колбасные электрички».

Брежневский период экономики СССР

И так представим себе, мы в Советском Союзе в застойные брежневские времена. Нам предстоит накрыть стол на семейный праздничный обед. Для начала идем в хлебный магазин. Берем булку белого за 20-24 копейки, ржаного за 16, батон – 13 и сдобных булочек в зависимости от величины от 4 до 20 коп.

В мясомолочном магазине свинина 2.00 – 2.20, говядина – 1.90 – 2.00, баранина – 1.80. На холодец можно взять ножки свиные по 0.32 – 0.60, говяжьи 0.20 – 0.30, курицу по 0.90 – 2.30 за килограмм. В соседнем отделе покупаем молоко на разлив по 0.22 или в упаковке по 0.34 копеек за литр, пол-литровую бутылку кефира за 0.30, предварительно сдав пустую за 0.15. На витрине в магазине выстроены 400-граммовые баночки сгущенного молока за 0.55. Конечно, все эти продукты можно было приобрести и на рынке, но стоило бы все это минимум в два раза дороже.

Прежде чем идти дальше, остановимся попить кваса. За стакан отдадим 0.03, а за бокал 0.06. Или автоматы с газированной водой привлекут наше внимание – стакан с сиропом 0.03, без сиропа – 0.01. Ассортимент мороженого был значительно меньшим, чем сегодня. Обходилось оно покупателям в 0.07 – фруктовое, молочное – 0.10, сливочное – 0.13, пломбир – 0.15, эскимо – 0.22.

Магазин «Рыба» порадует, если повезет, живым карпом 0.75 – 0.80, свежемороженой осетриной 5.00 – 9.35, но чаще мороженым хеком 0.20 – 0.40, сельдью соленой развесной 1.30 – 1.54 , сельдью иваси – 3.00, тюлькой 0.30 за килограмм.

В «Гастрономе» в отделе «Бакалея» попробуем пробрести гречку – 0.52, сахар-песок – 0.90, муку – 0.46, соль каменную крупного помола – 0.10 за килограмм. Пачка чая индийского стояла 0.90, банка растворимого кофе – 6.00.

Из кондитерских изделий купим пачку печенья «Земляничного» – 0.26 и пачку «Юбилейного» – 0.28, конфеты «Белочка» – 3.40, «Кара-кум» – 4.00, коробку конфет от 1.90 до 8.26.

Цены и зарплаты в СССР в 1960 годах

С приходом новой власти в Советском Союзе образовались более жесткие реалии. Максимум прибыли для страны и минимум убытка. Проводилась сильная накрутка цен, в то время как оплата труда находилась на низком уровне. В магазинах стала появляться дешевая некачественные продукция, а на рынке за нормальный товар требовали огромные деньги.

Денежная реформа 1961 года

Валютную реформу 1961 года долгое время считали обычной деноминацией, но это было ошибочно. По сути это была хорошо замаскированная девальвация. Курс заметно уменьшался по отношению к доллару и запасам золота. Сами банкноты 1961 года стали весить намного меньше чем купюры 1947 года. Отсюда в народе и появилось шуточное высказывание про обмен сталинских «портняков» на хрущевские «фантики».

В 1961 году изменился не только внешний вид, но и размер купюр

Причины такой девальвации объяснялись по-разному. С одной стороны начинал набирать обороты экспорт советской нефти, с другой возникали экономические трудности. Имела также место гонка вооружений и осуществление космических программ. Официальной идеей валютной реформы было увеличение полноценности купюр и облегчение их обихода.

Так доход ювелирных магазинов за пару месяцев увеличился более чем в три раза. С прилавков с бешеной скоростью раскупались изделия из меха, хорошая одежда, метражи качественных тканей и товары длительного сбережения.

Вследствие реформы курс рубля по отношению к доллару стал 90 копеек. Основной странностью было то, что в данных реалиях он должен был иметь курс в 40 копеек. Та же странность произошла и в соотношении к золотым запасам: вместо содержания золота в 2,22168 грамм, рублю досталось всего 0,987412 грамм. В итоге значительно уменьшилось количество импортных товаров в стране, а их стоимость сильно возросла.

Цены в 1960-х годах стремительно подскочили

Купюры 1961 года выпуска, были номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Новые монеты были номиналом 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Внешний вид купюр также изменился. Вместо портрета Ленина стал изображаться его профиль-барельеф. Населению давалось три месяца для замены старых наличных новыми образцами. Обмен проводился он открывшихся обменных пунктах.

Губительные последствия реформы

Последствия реформы были весьма неоднозначными. С положительной стороны уменьшились затраты на выпуск бумажных купюр. Все товары первой необходимости в основном стоили копейки. Поэтому в обиходе преимущественно были монеты. Все остальные стороны реформы были очень сомнительными. Не было ни обещанного уровня привязки рубля по отношению к золотым запасам, ни снижения цен в десятикратном размере. В итоге цены на товары возросли больше чем в два раза, в то время когда зарплаты остались практически неизменными. Сильно подорожала ювелирная продукция.

Читайте так же:  Закон о материнском капитале, правила оформления и расходования средств

Благодаря эффекту девальвации страна была обеспечена дешевой трудовой силой и большой прибылью от экспорта продукции. За 1961-1985 года в основных государственных фондах было собрано 2637 миллиарда рублей, сооружено 9 тысяч промышленных предприятий, построено 54 миллиона квартир. Поддерживалось активное развитие космических и военных программ.

Одно из многочисленных предприятий, созданных в 1960-х годах

Однако негативный эффект затянулся для населения на долгие десятки лет. Из-за упавшего курса рубля и низкой оплаты труда многие импортные товары стали для большинства недоступными. То что когда-то редко встречалось на прилавках теперь переросло в предметы роскоши. Также последствия денежной реформы коснулись и отечественной продукции. Впервые за долгое время рыночные цены в несколько раз превысили магазинные. Для завмагов это было не выгодно, поэтому вся качественная продукция отдавалась рыночным спекулянтам, оставляя на полках магазинов лишь то что не хотели брать, то есть брак.

О качестве жизни простого народа конечно думалось в последнюю очередь. Совершая спекуляции на рынке и получая значительные доходы, завмаги и товарное начальство заполняло «нормальные» отчеты, при этом оставаясь в выигрыше. Это позволило накапливать личные богатства, откладывая их на счет сбербанка, порождая инфляцию среди простого населения.

Уровень зарплаты

После сильного скачка цен по сравнению с практически не выросшей зарплатой жизнь основной массы людей оставляла желать лучшего. Доходы простых рабочих были крайне низки. Зарплату до 30 рублей в месяц имело 17,07 % населения, а от 30 до 40 рублей – 22,15%. Достойной зарплатой считалась сумма в 65 рублей в месяц, но до нее не дотягивала большая половина населения.

Мотивирующий плакат по выполнению плана в 1960-х годах

Солиднее всего зарплата выплачивалась доцентам с ученой степенью – 320 рублей, лейтенантам- 230, судьям – 210 рублей. Старший преподаватель получал 170 рублей, водитель троллейбуса – 140 рублей, учитель – 132 рубля, бухгалтер в банке – 120 рублей.

В соотношении к зарплатам цены на продукцию масштабно увеличились. Стоимость проезда в общественном транспорте обходилась в 5 копеек, а для тех кто хотел приобрести собственную машину в продаже был «Запорожец» по непосильной цене 1800 рублей. Ручная швейная машинка и велосипед стоили как хорошая месячная зарплата – 60 рублей.

Сравнение цен разных годов

Пять рублей стоила бутылка водки и килограмм мяса на рынке. Десять рублей стоила палка колбасы и хорошая настольная игра. За сто рублей можно было слетать на юг и вернуться обратно. Фирменные джинсы обходились в 150 рублей.

Какая была стоимость мотоциклов в СССР

И по сей день не утихают споры о том, что же лучше — автомобиль или мотоцикл. Но эти споры в 20-ом веке по большей мере касались развитых капиталистических стран, где уровень заработка позволял выбирать между четырехколесным или двухколесным средством передвижения.

В Советском Союзе картина была более простой — если можешь, покупай автомобиль, благо выбор велик, если не хватает денег, то бери мотоцикл.

Без прав и с ветерком

Кроме относительно дешевой цены, мотоциклы привлекали внимание еще и большей степенью свободы — на многие модели не требовались права, поэтому оседлать железного коня мог любой желающий, был бы навык и время.

Кроме этого, большой популярностью пользовались мото и в сельской местности, из-за хорошей проходимости по советскому бездорожью и какой-никакой возможности перевозить урожай или другой товар.

И как же можно забыть о романтической составляющей — каждый видный парень в селе стремился приобрести себя такого моторизированного спутника чтобы завоевать сердце возлюбленной. Благо, что долго копить не приходилось.

Мотоцикл “Урал”. Не из дешевых

Из-за того, что “Урал” продавался в комплекте с коляской, его стоимость была ощутимо выше обычных моделей. В среднем, разница составляла от 300 до 900 рублей, в зависимости от года.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1961-ом году, один экземпляр стоил ровно 900 деревянных, что на тот момент составляло круглую сумму. Чтобы купить один мотоцикл, обычному работяге пришлось бы не тратить почти 10 месячных зарплат. В 67-ом и 71-ом стоимость “Урала” только увеличилась — 1250 рублей. Но из-за подъема уровня зарплаты, разница оказалась не такой уж и заметной — теперь требовалось отложить не 10, а 11 зарплат. В дальнейшем стоимость только росла. В 76-ом и 80-ом он стоил 1540 и 1750 рублей соответственно.

А вот пик цен пришелся на 1988-ой — 1870 р. Но ситуация вышла немного парадоксальной — из-за параллельного повышения уровня зарплаты, советскому человеку требовалось наименьшее количество времени, чтобы накопить на “Урал” — чуть более 9-ти зарплат.

Мотоцикл “Иж-Юпитер”. Все доступней и доступней

Если предыдущая марка в основном только росла в своей стоимости, то “Иж-Юпитер” ждала совершенно другая судьба. В 1961-ом году цифры на его ценнику остановились на сумме в 905 рублей. В дальнейшем, она немного выросла — 911 в 71-ом и 1040 в 76-ом. Пик цены пришелся на 1984-ый год — тогда за “Иж-Юпитер” требовали 1450 рублей.

Но ситуация тут сложилась похожая с “Уралом” — по затратности для человека, получающего среднюю зарплату, версия 84-го была дешевле, по сравнению с версией за 61-ый. Тогда, в начале 60-ых, чтобы купить один мотоцикл серии, нужно было копить 11 зарплат, а в 84-ом — не более 9-ти. В 88-ом цена стала еще более доступной — 1050 рублей, что было эквивалентно 5,25 обычного месячного заработка.

“Иж-Планета”. Дешево и сердито

Этот мотоцикл продавался уже без коляски, поэтому цена была соответствующе ниже. В 60-ых годах, за один экземпляр “Планеты” нужно было отдать от 550 до 650 р. В 70-ых цена оставалась примерно на одном и том же уровне, лишь слегка колебаясь — от 624 р. до 670.

Но по аналогии с вышеописанными моделями, на деле он оказался доступнее для покупателя. В 60-ых требовалось положить на прилавок магазина 7 зарплат, то под конец существования СССР — не более 5-ти.

“Восход”. Легенда

Один из самых знаковых советских мотоциклов за все время своего существования отличался крайне демократическими ценами для населения.

В 1967-ом году за один “Восход” требовали 465 рублей, при среднем доходе в 100. В дальнейшем ценник менялся только раз — в 1976-ом “Восход” стал стоить 450 р., и сохранил эти цифры до самого распада СССР. А учитывая то, что зарплаты росли, то в конце 80-ых за один мотоцикл просили не более 2,5 зарплат обычного советского гражданина.

Читайте так же:  Коммунальная квартира места общего пользования

Заключение

Мотопарк в Советском Союзе был крайне широк и разнообразен. Каждый покупатель мог найти что-то свое. И пускай цены не всегда были щадящими, но по сравнению с автомобилем, мотоциклы были живой возможностью прикоснуться к прогрессу и даже оседлать его.

Цены на новые автомобили в СССР

В 1961 году была деноминация, соответственно машины стали стоить в 10 раз дешевле. Но вскоре произошло повышение цен.

1964 г.:
Москвич-403 — 3 600 руб.,
ГАЗ-21 «Волга» — 5 600 руб.

1971 год:

ВАЗ-2101 — 5150 руб.
Москвич-412 — 5200 руб.
ГАЗ-21 — 9000 руб.

середина 1970-х:
— ЗАЗ-968 — 3 500 руб.,
— ВАЗ-2101 — 5 500 руб.,
— ВАЗ-21011 — 6 000 руб.,
— ВАЗ-2102 — 7 000 руб.
— ВАЗ-2103 — 7 300 — 7 600 руб.,
— Москвич-408 — 4 900 — 5 500 руб.
— Москвич-412 — 7 500 — 7 800 руб.
— Москвич-2140 — 6800 руб
— Москвич-2137 — 7335 руб
— ГАЗ-24 «Волга» — 9 200 — 9 600 руб.

в 1979 году цены выросли:
— ЗАЗ-968 — 5 000 руб.,
— ЗАЗ-968М — 5 800 руб.
— ВАЗ-2106 — 9 600 руб.,
— ВАЗ-2121 («Нива») — 11 000 руб.
— ВАЗ-21011 (21013) — 7 300 — 7 450 руб.,
— Москвич-2140 — 7 500 — 7 600 руб.,
— ИЖ-Комби — 8 300 — 8 600 руб.,
— ГАЗ-24 «Волга» — 9 800 руб.,
— ГАЗ-24-02 — 14 000 руб.

1983 год:

ЗАЗ-968М — 5 600 руб.,
ВАЗ-21011 — 6 400 руб
ВАЗ-21013 — 7 200 руб.,
ВАЗ-2102 — 7 400 руб.,
ВАЗ-21051 — 7 500 руб.
ВАЗ-2103 — 7 500 руб.
ВАЗ-2105 — 8 000 руб.
ВАЗ-21063 — 8 200 руб.
ВАЗ-2106 — 8 400 руб.
ВАЗ-2107 — 9 000 руб.
ВАЗ-2121 «Нива» — 10 300 руб.,
Москвич-2140 — 7 500 руб.,
Москвич-21406 — 7 400 руб.,
Москвич-2140 Люкс — 8 000 руб.,
ИЖ-Комби — 7 500 руб.
ГАЗ-24 — 11 200 руб.

1 января 1991 г.:

ВАЗ-1111 — 3500 руб
ВАЗ-2104 — 9100 руб
ВАЗ-2105 — 8300 руб
ВАЗ-21051 — 8270 руб
ВАЗ-21053 — 8350 руб
ВАЗ-21063 — 9000 руб
ВАЗ-2107 — 9720 руб
ВАЗ-21074 — 9700 руб
ВАЗ-2108 — 8300 руб
ВАЗ-21083 — 8650 руб
ВАЗ-2109 — 8900 руб
ВАЗ-2121 — 9000 руб
ВАЗ-21093 — 9100 руб.
ГАЗ-2411 — 15900 руб
ГАЗ-2410 — 16200 руб
ГАЗ-2412 — 19400 руб
ЗАЗ-968МД — 3100 руб
ЗАЗ-968М — 3900 руб
ЗАЗ-1102 — 5100 руб
ИЖ-21251 — 7800 руб
ИЖ-2715 — 10000 руб.
ЛУАЗ-969М — 5100 руб
ИЖ-412ИЭ — 7100 руб
Москвич-21412 — 8500 руб.
Москвич-2141 — 9600 руб.

К сожалению, цен на новые Мерседесы в «Логовазе» в начале 90-х у меня нет.

Плохой хороший «Запорожец»

55 лет назад начался серийный выпуск популярного автомобиля

Эту марку автомобиля с теплыми чувствами вспоминают многие автомобилисты. Среди них — Владимир Путин. В 1972 году мама будущего президента, Мария Ивановна, купила лотерейный билет. И он оказался выигрышным!

Цвета «белой ночи»

В семье Путиных долго размышляли — то ли взять «Запорожец», то ли получить выигрыш деньгами. В то время это была очень приличная сумма — три тысячи рублей. В конце концов, остановились на первом варианте, и 19-летний Владимир Путин, студент юридического факультета Ленинградского университета, стал обладателем «Запорожца» цвета «белой ночи»…

Спустя почти тридцать лет, в 2006 году, на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент России показал своему американскому коллеге Джорджу Бушу свою первую машину. Тот, увидев чудо советского автопрома, испытал настоящее потрясение. Буш вопрошал: «Неужели это машина, а не садовая тележка?» На что Путин ответил: «Теперь, ты понимаешь, Джордж, как непросто после таких машин строить демократию».

Путин пригласил Буша прокатиться на ретро-автомобиле. Но американский президент отказался. Может, вспомнил, как много лет назад в Кэмп-Дэвиде блестящий водитель, он же глава СССР Леонид Брежнев промчал президента Ричарда Никсона с такой умопомрачительной скоростью, что он уже мысленно прощался с жизнью…

Привет из Италии

«Запорожец», разумеется, был сделан в Запорожье — на заводе «Коммунар». У этой модели — «ЗАЗ-965» — итальянские корни. Ближайший «родственник» запорожского авто — «FIAT 600», разработанный знаменитым конструктором Данте Джакозой.

В одном из итальянских фильмов герой знаменитого Альберто Сорди гордо говорит отцу: «Папа, я купил машину!» Глава семейства выглядывает в окно и видит тот самый скромный «FIAT». Папаша презрительно усмехается: «Нашел, чем хвалиться. Такую же купил сын дворника…»

Джакоза трудился на миланском автозаводе еще со времен Муссолини — с 1936 года. Его первая машина — «FIAT -500а», прозванная в Италии «Тополино» — «Мышонком». Он был одним из самых популярных довоенных европейских автомобилей.

После Второй мировой войны Джакоза стал главным инженером FIAT и занимал этот пост более четверти века. В 1966 году при его участии была создана модель «124», завоевавшая титул «Автомобиль года». Она стала прототипом первых советских «Жигулей».

Чудеса техники

Для создания «Запорожца» из Горького — ныне Нижний Новгород — был приглашен Юрий Сорочкин. Это был известный, талантливый конструктор. Во время Великой Отечественной войны он работал над созданием танка Т-80. За этот труд Сорочкин был награжден Сталинской премией, которую передал в Фонд обороны страны.

Под его руководством была завершена разработка конструкции специального санитарного автомобиля. Машину ГАЗ-55 назвали «фронтовой неотложкой».

Работая над «Запорожцем», Сорочкин и его команда изменили многие конструктивные узлы итальянской модели. Новый автомобиль отличался хорошей проходимостью, был прост в эксплуатации, его двигатель не перегревался, стоя в пробках. К достоинствам «Запорожца» можно было отнести и экономичный расход топлива — четыре с половиной литра на сто километров пробега.

Но у машины оказалось немало недостатков. Двухдверный кузов затруднял посадку на задние сиденья, а шумный и слабый мотор не позволял развивать высокую скорость. У «Запорожца» был тесный салон и маленький багажник, расположенный, вопреки автомобильным традициям, впереди. Мотор же, наоборот, располагался сзади. Чудеса!

Однако народ в то время был неприхотливый. К тому же советские автовладельцы были так рады долгожданному приобретению, что закрывали глаза на все неудобства. Главное автомобиль свой, родной. В три раза дешевле «Волги»!

Но все это было потом. За несколько месяцев до пуска в серию «Запорожец» показали первому лицу СССР. Прямо в Кремле. Хорошо, что не на Лобном месте…

Похвала первого лица

Хрущеву докладывали о «Запорожце» чуть ли не год назад, в пятьдесят девятом. Поэтому 18 июля 1960 года глава государства, увидев необычной формы машину, недовольно спросил: «Вы что, его на волах везли?!»

Повисла напряженная пауза. Потом слово взял Сорочкин. Его подробные объяснения несколько сгладили ситуацию. Хрущев перестал хмуриться и пожелал прокатиться на новой, странной на вид малолитражке. За характерный силуэт автомобиль в народе прозвали «горбатым»…

О том, с каким трудом первый секретарь ЦК КПСС водружал свое массивное тело на заднее сиденье миниатюрного салона, история умалчивает. Говорят, эту волнующую сцену запечатлели кремлевские фотографы. Но народу эти снимки не показали. Сами понимаете, почему…

Читайте так же:  6 ндфл отпускные оформление отчета и правила перерасчета

Но Никита Сергеевич справился с нелегкой задачей. Устроился на сиденье, отдышался и скомандовал: «Вперед!»

Сорочкин, севший за руль, от напряжения взмок — опасался, как бы не подвела машина. Проехали метров двести по просторам Кремля. Мотор дышал ровно, без перебоев.

Но Хрущев захотел покататься еще — теперь уже на переднем сиденье.

Мотор снова не подвел. А Хрущев уже улыбался.

Второй экспериментальный «Запорожец» испытывал лично Председатель Президиума Верховного Совета Брежнев. Прокатился и тоже

заулыбался. Сорочкин перевел дух — самое страшное было позади.

Хрущев похвалил конструкторов, рабочих: «Молодцы, хороший подарок сделали нашим трудящимся». И тут же в Кремле определили цену новой машины — 18 тысяч рублей.

Много это или мало? Много, если учесть, что средняя зарплата в СССР тогда была 700−800 рублей. И все же автомобиль был доступным, поскольку «стоять» в очереди на «Запорожец» приходилось года три-четыре. За это время люди собирали — по родным, по знакомым — нужную сумму.

Через два дня после демонстрации «Запорожца» в Кремле «Правда» напечатала материал о новом советском автомобиле. Разумеется, хвалебный…

Машина, дарящая счастье

В 1963 году на экраны Советского Союза вышла комедия «Три плюс два». Лирическая лента с молодыми, симпатичными героями, приехавшими на отдых. Трио мужчин прикатили на «Волге», дамский дуэт — на машине украинского автозавода. Ветеринар Рома, которого сыграл Андрей Миронов, глядя на автомобиль, презрительно бросил: «Консервная банка системы «Запорожец».

«Новой марки?» — спросил его друг, дипломат Вадим. «Старье!» — отвечал Рома.

Но в то время модель «ЗАЗ-966», которая снималась в фильме, была еще в проекте. Получается, что создатели картины немного поторопились. Впрочем, это не так важно…

Главное, что женщины, приехавшие на «Запорожце» в том фильме, возможно, обрели свое счастье. Но такое бывало и в реальной жизни. Одна моя экстравагантная знакомая очень хотела выйти замуж и… купила «Запорожец». Ее машина то и дело ломалась в дороге, а потому дама была вынуждена взывать о помощи. Желающих подсобить ей мужчин оказывалось столько, что на дороге порой выстраивалась целая вереница автомобилей…

В конце концов, моя знакомая вышла замуж. Кажется, за отменного автомеханика. И, по-моему, счастлива…

[2]

Тысяча бутылок водки

«Запорожец», несмотря на все огрехи и смешной вид, стал всенародным любимцем. Что не мешало этому самому народу наградить машину массой ехидных прозвищ — «Запор», «Кругленький», «Чебурашка». Автомобили разных модификаций звали «горбатым», «ушастым», «мыльницей». Еще одна кличка — «еврейский броневик», вероятно, подразумевала национальность его конструктора.

Острословы говорили: «Брошу пить, куплю машину!». Дело в том, после деноминации 1961 года машина стала стоить 1800 рублей. Эта сумма равнялась стоимости тысячи бутылок водки (поллитровка стоила 1 рубль 80 копеек). Уже потом цена машины стала расти.

Пока в СССР шутили над «Запорожцем», за границей к нему отнеслись очень серьезно. Попросили продать партию автомобилей, потом еще одну. В общем, Запорожский завод несколько лет выпускал экспортный, более комфортабельный вариант автомобиля — ЗАЗ-965А «Ялта». Существовала даже праворульная версия «Запорожца». Вот такой ответ критикам популярной машины.

Для водителей-рыболовов

В 1969 году, после выпуска трехсот с лишним тысяч машин «ЗАЗ-965» и «ЗАЗ-965А», а также специальных вариантов для инвалидов и почтальонов, «горбатого» сняли с производства.

Начался выпуск других моделей. В них уже не было такого «шарма», как в первом, дебютном «Запорожце». Но и в новых модификациях порой таились сюрпризы. К примеру, пассажир переднего сиденья автомобиля «ЗАЗ-968» обнаруживал под ногами маленький прямоугольный люк. В одном из выпусков британского автомобильного шоу «Top Gear» его ведущий Джереми Кларксон сообщил, что когда «Запорожец» останавливался на замерзшем водоеме, через люк можно было проделать лунку и… ловить рыбу. Какая еще машина может гарантировать такое удовольствие? Впрочем, может, это была лишь шутка?

Второе поколение «Запорожцев» выпускалось до 1994 года. Но еще больше десятка лет Запорожский автозавод выпускал ЗАЗ-1103 «Славута». Это был последний потомок «ЗАЗ-965».

Однако до сих пор старенькие «Запорожцы» можно встретить на дорогах Украины и России. В этом есть своеобразный символ — когда-то народы двух братских республик трудились вместе, создавали полезные и нужные вещи. Возвратится ли то время?

Первая половина 1980-х гг. Москва

Стакан сладкой газировки в автомате — 3 коп.
Стакан обычной газировки — 1 коп.
Мороженое в вафельном стаканчике — 20 коп.
Большая пачка мороженого — 48 коп.
Картофель хрустящий (на упаковке изображена голова девушки) — 10 коп.
Батон белого хлеба — 13 коп.
Рогалик — 6 коп.
Булочка маленькая — 3 коп.
Пенсия генерала- майора в отставке в 1986 г. — 312 руб.
1985 г. — музыкальная школа (фортепьяно, сольфеджио) месячная оплата — 17 руб.
1988 г. — штакетник 0,5 куб. м. — 30 руб. 60 коп.
1965-1970 Стакан томатного сока в магазине на розлив — 5 копеек
1965-1970 Стакан яблочного сока в магазине на розлив — 10 копеек
1965-1970 Стакан виноградного сока (марочного) в магазине на розлив — 20 копеек
1980 , Помидоры в деревянных ящиках , Ростов-на-Дону, июль (сезон), гос. — 5 копеек/кг
1980 , Арбузы , Ростов-на-Дону, август (сезон) — 5 коп./кг.
1985, яблоки голден делишес, Ростовская область, колхоз. рынок — 25 коп./кг
1970-1985 — колбаса вареная, Ростов-на-Дону, гос. — 2.00-2.40/кг
1970-1985 — колбаса сервелат, Ростов-на-Дону, кооп. — 4.00-5.00/кг

1970-1985 — колбаса твердого копчения, Ростов-на-Дону, кооп. ,гос. — 8.70-10.00/кг
1970-1976 Студенческий проездной билет троллейбус — 1.00
1970-1976 Студенческий проездной билет трамвай — 0.90
1970-1976 Студенческий проездной билет трамвай-троллейбус — 1.10
1970-1985 Тариф ЖКХ на электроэнергию — 4 коп. /квт.ч (при газовых печках), 2 коп./квт.-ч (при электроплитах)
1980-1988 Полная оплата ЖКХ однокомнатной квартиры (40/18/7.5) без электроэнергии, Ростов н/Д, ведомственный дом — 5 руб. /месяц

1980-1988 Услуги ГТС (телефон) абонплата — 1.50 /мес
1980-1988 Сыр российский , МОсква, гос. — 2.70 /кг
1980-1988 Сыр рокфор, Москва, гос — 3.00/кг
1965-1985 Молоко сгущенное ,гос. — 0.55 /банка
1970-1980 Тетрадь ученическая 12 л . — 2 коп.
70-е годы. Бутылка водки 3р.62к. Бутылка столового белого -1р. 02к. С бутылкой. Хлеб серый — 16 коп, белый — 20 коп. В магазине, Краснодарский край. Стакан семечек на рынке — 10 коп.

Москва
Послевоенное время (1940 -е гг.):
Машина «Победа» с брезентовым верхом — 16.т.руб.
Цельнометаллическая «Победа» — 20 т.руб.
Бутылка водки — 21 руб. 20 коп. (три мужика сбрасывались по 7 руб.)
Банка крабов — 52 коп.

1950-е — нач. 1980-х гг.
З/п доцента московского ВУЗа приблизительно — 300 руб.
З/п профессора московского ВУЗа — 500 руб.
Член-корр. Академии Наук — 250 руб.
Действительный член Академии Наук — 500 руб.

1960-е гг.:
Cтипендия студента МГУ:

Обычная — 40 руб.
Повышенная стипендия — 50 руб.
Некрасовская стипендия — 70 руб.
Стипендия Л. Толстого — 80 руб.
Ленинская стипендия — 100 руб. (за отличную учебу и акт. общ. работу ).
Ученик 1 разряда в цехе домашних холодильников — 110 руб.
Мастер 2 разряда в механосборочном цеху — 120 руб.

Читайте так же:  3 ндфл стандартные налоговые вычеты на детей образец заполнения

1964 г.:
Стоимость кооперативной однокомнатной квартиры в Измайлово в рассрочку на 15 лет — 5000 руб.

1968 г.:
Младший научный сотр. музея Революции в Москве — 105 руб.
Стаж работы в музее до 5 лет — 150 руб.
Стаж работы до 7 лет — 170 руб.
Стаж работы 10 лет — 200 руб.
За знание языка надбавка к зарплате 10 % + премия от 20 до 50 руб. (обычно на 7 ноября).
1987 г. — з/п зав. отд. музея Революции — 250 руб.

Мясо с костями в магазине — 2 руб.

Мясо с костями на рынке — от 3 до 5 руб.
Чекушка — 1 руб. 45 коп.

1960-е — 1970-е гг. — 1980-е гг.
Водка московская особая — 2 руб. 87 к.
Водка столичная (белая головка) — 3 руб. 7 коп.
Пиво жигулевское (0,5л.) — 37 коп. (бутылка — 12 коп.)
Пиво московское — 42 коп.(?)
Мороженое Эскимо — 11 коп.
Мороженое Ленинградское — 22 коп.
Такси в Москве — 20 коп. разово «за посадку», далее по 10 коп. за километр.

1960-1980-е мороженное фруктовое в картонном стаканчике 100 г — 5 копеек
стакан чая (с сахаром) — 3 копейки
пирожное «язычок» (слойка) — 5 копеек

пирожное любое полноразмерное (кроме «картошки»), кондитерская «Золотой колос» , Ростов, — 22 копейки
пирожное «картошка» полноразмерное — 15-16 копеек
пирожное уменьшенное (ассорти) — 11 копеек,
пирожное «картошка» уменьшенное — 8 копеек

1986 год — полная путевка в профсоюзный (ВЦСПС) пансионат «Смена» под Дагомысом на 18 дней — 60 рублей на человека (нам путевку на троих — я, жена и трехлетний сын- полностью оплатил профсоюз, затраты на проезд на семью туда и обратно — 25 рублей : взрослый плацкарт. -5 рублей, детский -2р.50 коп.)

[1]

середина 60-х — полная путевка на 24 дня в пионерлагерь «Артек» — 150 рублей
полная путевка на 24 дня в пионерлагерь «Орленок» — 120 рублей

полная путевка на 24 дня в отличный (3-е место в рейтинге) пионерлагерь «Каваказ» МПС СССР — 105 рублей
полная путевка на 24 дня в пионерлагерь «Огонек» Сев.-Кав.КЖД — 70 рублей
полная путевка на 24 дня в пионерлагерь «Чайка» (Сочи ,размещение в палатках с деревянными полом и стенками) — 60 рублей
(обычно все детские путевки полностью или частично оплачивал профсоюз по месту работы одного из родителей)

1971 — профсоюзная турпутевка в Румынию-Югославию (по 7 дней) — 380-400 рублей
1976 — турпутевка в Болгарию (7 дней по стране + 7 дн. на море) через БМТ «Спутник» — 250 рублей
1979 — турпутевка во Францию (Париж+Нормандия = 10 дней) через БМТ «Спутник» — 350 рублей.
1972 — путевка на турбазу Ростовского института народного хозяйства в Архыз на 18 дней — 60 рублей.

1975 — размещение дикарем в частном секторе пос. Джубга (черноморское побережье) в конце мая — 3 рубля с носа в сутки, или 10 рублей за комнату на 4-х
60-е — выстрел в тире из пневматического ружья — 2-3 коп.
60-е Музыкальная школа при ростовском Доме офицеров СКВО или при Дворце пионеров — 8 рублей в месяц
Обычная ростовская городская музыкальная школа им.Чайковского (класс фортепьяно) — 11- 12 рублей в месяц
Пианино «Ростов-Дон» — 200 рублей.
Детский абонемент на занятия плаванием в бассейне ДСО «Спартак» (2 занятия в неделю по 1,5 часа) — 3 руб. / мес.
Кружки и клубы Дворца пионеров , станции юных техников, Дома детского художественного творчества, ведомственных Дворцов культуры —
бесплатно.
Спортшколы и физкультурные секции для детей — бесплатно
Билет в зоопарк : детский — 5 копеек, взрослый — 20 копеек

70-е Стоимость фотокопии одной страницы библиотечного издания (Москва — Ленинка, ГПНТБ, ГЦнауч.-мед.библиотека , ВИНИТИ) на пленке — 2-3 коп. на фотобумаге — 3 коп., ксерокопия — 6-10 копеек

Послевоенное время — а/м «Москвич-400/401» — 800-900 руб (тогдашних дореформенных 8000-9000, соответственно)

60-е Москвич-403 — 3500 руб.
Запорожец-965 (горбатый) — 1600 руб.

70-е «Запорожец ЗАЗ-968» («ушастый») — 3500
«Москвич-412» — 4500

60-е Ламповый магнитофон «Комета» — 200 рублей
Магнитофонная приставка «Нота» — 80 рублей

70-е Транзисторный кассетный магнитофон «Весна-306» — 180 руб

начало 60-х Гитара шестиструнная «ширпотреб» — 6-50
конец 60-х Гитара семиструнная (Ленинградский з-д музинструментов) — 17-50
конец 60-х Гитара шестиструнная («Мусима», ГДР или ЧССР) — 65 руб.
конец 60-х Электрогитара шестиструнная («Мусима» ,ГДР) -180 руб.
конец 60-х Бас-электрогитара («Мусима», ГДР) — 200 руб.

1971 Вино столовое сухое «Эрети» 0,5 л — 62 коп. (50 +12 коп бутылка)
Вино столовое белое сухое «Алиготе» , марочное 2 года, 0,75 л, Хоста, Черноморское побережье — 1руб 27 копеек.(17 копеек — бутылка)
Вино белое столовое сухое «Рислинг Аксайский» , Ростов-на-Дону, ординарное, 0,75 — 1 руб 07 коп.
Вино красное полусладкое «Кинзмараули» или «Хванчкара» , марочное, 0,75 — 1 руб.87 коп. (дефицит)

Коньяк 3-х летний (грузинский, дагестанский, армянский) — 0,5 л , Ростов, 6 рублей
Коньяк 5-и летний (грузинский, дагестанский, армянский) — 0,5 л , Ростов, 8 рублей
Коньяк выдержанный (-«-) 6-10 лет — 10-12 рублей
Коньяк болгарский («Плиска» ,»Слънчев бряг») — 0,5 л , Ростов , 5 и 6 рублей
1973 Коньяк французский «Camus» 3х-5ти-летний (гастроном «Новоарбатский», МОсква) — 0,5 л — 40 руб

Сигареты с фильтром «Ростов»(ДГТФ), «Ява» (Моск. ф-ка «Ява») в твердой пачке — 40 копеек
Сигареты с фильтром «Наша марка»(ДГТФ, Ростов), «Тu-134», «Opal»(Болгария) в мягкой пачке — 30 копеек
Сигареты «Прима» (ДГТФ) без фильтра — 8 копеек
Сигареты без фильтра кубинские (Partagas и т.п.) — 8-10 копеек

Звонок из городского телефона-автомата (без ограничения времени) — 2 копейки

1972-1974 Билеты в московские театры (частично — острый дефицит) — от 2 до 10 рублей

Видео (кликните для воспроизведения).

. 10 рублей — гос.цена билета в 10-й ряд партера Большого театра на балет «Лебединое озеро», 7 руб. 50коп. — гос.цена. в партер 15-й ряд «Театра на Таганке» — «Гамлет» с Высоцким (куплено за 50 рублей два билета).

Источники


  1. Носов, А. Лекарственные растения / А. Носов. — М.: Эксмо-пресс, 1999. — 350 c.

  2. Гагунова, Е. Я. Общий уход за больными / Е.Я. Гагунова. — М.: Медицина, 1999. — 284 c.

  3. Вирусные болезни растений и меры борьбы с ними. — М.: ЁЁ Медиа, 2002. — 368 c.
  4. Запорожец в ссср стоил от 1800 руб. в 1961 г. до 3 900 руб. в 1988 г
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here