Земли лесного фонда и их использование

Важно и полезно по теме: "Земли лесного фонда и их использование" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Земли лесного фонда России: какие возможности они могут дать?

Каждый гражданин имеет право пользоваться землями своего государства для работы и своего личного пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !

Все вопросы по этой тематике регулируются Земельным и Лесным Кодексами РФ; чтобы разобраться, какие возможности есть у людей, следует раскрыть понятие лесного фонда, и то, как его использовать.

Лесной фонд: определение, виды и категории земли

В ведении этого фонда находятся земли, покрытые лесом, участки, на которых можно воссоздать лесную растительность, а также дороги, просеки и другие земли, считающиеся не лесными, если они нужны для развития лесного хозяйства.

Леса на всей территории России являются частью фонда, кроме тех, которые произрастают в населенных пунктах и в так называемых землях обороны (они используются вооруженными силами).

Эти земли нужно обозначать специальными знаками и отображать на картах. Делается это еще потому, что они являются собственностью Федерального значения.

Граждане имеют право на свободный вход в эти земли, а также использование их для своих потребностей:

  • собирать растения (лекарственные), ягоды, грибы;
  • заниматься охотой и рыболовством;

Правовой режим предполагает, что находиться и пользоваться землями лесного фонда нельзя только в случае опасности (например, лесной пожар) или для экологической безопасности.

Гораздо удобнее снять жильё у собственника, чем через риелтора. О том, как снять квартиру без посредников читайте по ссылке.

Россия известна своими лесами и огромными пространствами: более 60% ее территории находится в лесном фонде. По площади это более чем 800 млн. гектар.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Согласно закону, существует возможность перевести эти земли в категорию не лесных (оформить в собственность), а также арендовать для производственного пользования.

Сделать собственностью лесные земли можно только через перевод их в категорию не лесных. Сразу нужно сказать о том, что оформить землю очень сложно и положительный результат далеко не гарантирован.

Во-первых, нужно подать заявление и приложить к нему всю необходимую документацию. Ее следует собирать внимательно, поскольку государственные служители часто возвращают документы по причине некорректного составления.

Можно ли продать квартиру в ипотеке и как это сделать? Подробную информацию вы найдёте в данной публикации.

Во многих случаях это происходит далеко не единожды, и одна только доработка всех бумаг для принятия заявки может затянуться на год и больше.

Во-вторых, согласно разработанному механизму и правилам, документация заявителя рассматривается на трех уровнях: местном (города или поселка городского типа), региональном (в масштабе области или другого субъекта) и на Федеральном (общегосударственном).

В-третьих, перевод земель должен быть обоснованным. Известно, что он производится в нескольких случаях:

  • для обеспечения сельхоз нужд;
  • для обороны и безопасности;
  • для развития энергетический сферы и транспортной логистики;
  • для размещения культурных и общественно значимых строений и объектов.

Заявитель должен обосновать причины для перевода земель в другую категорию во время общественного слушания.

В-четвертых, возместить убытки от перевода земель государству должен заявитель по определенному механизму и формуле исчисления.

Принимается решение на основе вышеперечисленных пунктов, а также на основании результатов экспертизы, проведенной государственными специалистами в области экологии.

В зависимости от ценности лесного покрытия решение принимает следующий орган:

  • Правительство во взаимодействии с органами государственной власти субъектов и Министерством Природных Ресурсов определяет статус земель с лесами 1 группы.
  • Органы государственной власти субъектов, исходя из заключений территориальных подразделений Минприроды, определяют категорию лесов 2 и 3 группы.

Получение лесных земель в пользование: как правильно оформить?

Существует и более простой способ получить в пользование лесные земли: взять в аренду, возмездное или безвозмездное пользование.

Между государством и заинтересованным человеком (будь-то физическое или юридическое лицо) заключается договор.

Лесопользователь должен соблюсти нижеперечисленные требования:

  • обеспечивать рекультивацию почвы, рациональное использование, не допустить истощения земли;
  • сохранить и усилить функции леса в области защиты и воспроизведения его среды, развивать экономическую составляющую в условиях высокой экологичности;
  • соблюдать нормы пользования лесами, проводить действия, направленные на восстановление и охрану лесного фонда;
  • следить за сохранением фауны и животного разнообразия и т.д.

Какие права имеет пользователь имеющегося участка:

  • заниматься вырубкой деревьев;
  • охотиться;
  • собирать растения, грибы и ягоды;
  • косить сено;
  • размещать пчелиные пасеки;
  • пасти скот;
  • выращивать саженцы;
  • организовывать мероприятия в сфере туризма, научных исследований, спорта и оздоровления;
  • возводить здания, необходимые для развития лесного хозяйства, на основе полученных разрешений.

Нужно помнить о том, что Лесной Кодекс воспринимает лесную систему как единый организм, состоящий из земли, воды, атмосферы, флоры и фауны.

Все его требования выстраиваются именно из этого видения и направлены на рациональное использование лесов, их сохранение и воспроизведение.

Понимание этой простой вещи позволит человеку согласовать свои желания и планы с законом.

При покупке квартиры часто требуется внесение задатка. Какой должна быть эта сумма и нужно ли вообще вносить задаток при покупке квартиры смотрите по ссылке.

Читайте так же:  Что из себя представляла экономика ссср перед войной

Как оформить аренду земли лесного фонда?

Арендовать земли лесного фонда можно на определенный период (до 49 лет). Проводятся специальные открытые конкурсы, в них побеждает тот претендент, который предлагает максимальную сумму за пользование земельным участком.

Это обязательное условие, избежать которого можно лишь будучи зарекомендованным инвестором в сфере лесного фонда или уже владея законными постройками на нужном участке. Охотоведы также не участвуют в конкурсах.

Помимо вышеуказанных обязанностей по рекультивации земель и хозяйства у арендатора прибавляется еще одна – своевременная оплата аренды.

Для чего нужна выписка из домовой книги и куда обратиться для её получения? Рекомендации и информация есть здесь.

Нужно внимательно подойти к составлению договора, потому что все требования к арендатору будут выдвигаться только на основании его пунктов. Изучать и перечитывать договор рекомендуется с поддержкой профессионала в области земельного права.

Также можно взять землю в краткосрочную аренду на срок от одного до пяти лет.

Но в большинстве случаев это не выгодно и нецелесообразно, потому что сооружение необходимых построек и ведение деятельности в области лесного хозяйства достаточно продолжительно с точки зрения достижения безубыточности и возмещения расходов.

Состав лесного фонда.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Использовать лесные земли можно как за плату, так и бесплатно.

Безвозмездное пользование возможно при предоставлении лесного участка на максимальный срок до 10 лет, по решению органа государственной власти субъекта Федерации.

Кто может получить землю таким образом?

  • Обычные граждане, которые намерены заниматься сельскохозяйственной деятельностью, разведением пчел, выращиванием грибов, посадкой ягодных культур и т.д.
  • Представители малочисленных северных народов.
  • Лица, связанные с обороной государства и охраной леса.
  • Представители официальных религий.

Указанные лица обращаются в территориальные подразделения Минприроды, доказывают свое право и получают участок в пользование; срок устанавливает законодательство, свой в каждом конкретном случае.

Оформление квартиры в собственность достаточно сложный процесс. О том, что для этого требуется и какие документы готовить читайте в этой статье.

НКО и гражданские организации, которые занимаются вопросами дачных хозяйств и жилищного строительства не имеют права на получение в пользование лесных земель.

Бессрочное пользование заключается с теми лицами, которые выигрывают конкурсы (торги).

Для того, чтобы получить землю в бессрочное пользование, человек первым делом должен подать заявление, указав кадастровый номер.

Ответ к нему должен прийти не позднее 2 месяцев со дня подачи заявления. За это время заявителю необходимо собрать все документы и разрешения.

Человек будет оповещен о дате проведения аукциона, к которому заявитель должен подготовиться – за несколько дней предоставить всю собранную документацию для участия.

Кстати, с развитием интернет-технологий все большее распространение получают электронные торги, что тоже нужно учитывать.

Какие нужны документы для оформления прописки? Подробная информация по ссылке.

После победы на аукционе, с победителем в течение 10 дней оформляется договор на получение участка в бессрочное пользование.

Благодаря возможностям, прописанным в законодательстве, каждый гражданин может взять в аренду землю для своих личных или производственных нужд.

Это открывает большую возможность любому человеку использовать земельные и лесные ресурсы России для развития успешной деятельности!

О том, как взять землю в аренду у государства с правом выкупа смотрите в данном видео:

Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда.

Правовой режим земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

1) лесные земли, к которым относятся:

а)земли, покрытые лесной растительностью;

б)земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные);

2)нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства), к которым относятся:

а) земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.);

б)а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Согласно ст. 55 ЛК РФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. В соответствии с п. 3 ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с:

1) выполнением международных обязательств РФ;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Изъятие земель лесного фонда в лесах первой груп/пы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством — Министерством природных ресурсов РФ.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — использование их в качестве средства

производства в лесном хозяйстве. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепляются в земельном законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ).

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК РФ. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается:

Читайте так же:  Как рассчитать водоотведение и водопотребление по нормативу

1) порядок ведения лесного хозяйства в них;

2) использования лесного фонда;

3)а также порядок изъятия участков лесного фонда.

В связи с этим для обеспечения сохранности лесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли. Перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.

60. Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда.

Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда

К землям водного фонда относятся земли:

— занятые водными объектами;

— земли водоохранных зон водных объектов;

— земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

[1]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Земли лесного фонда и их использование

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемых им функций, произведено деление лесного фонда лесхоза по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

Нормативным документом по разделению лесного фонда лесхоза по группам и категориям защитности лесов явилось положение по их выделению, Указ Президента РБ от 07.07.2008 года №364.

С учетом функционального деления лесов первой группы в ней выделены категории защитности, которые, в зависимости от установленного для них режима лесопользования и целей ведения лесного хозяйства, последовательно приведены в таблице 2.1.1 согласно их приоритету.

Таблица 2.1.1 Динамика лесного фонда по группам и категориям защитности лесов

Категории защитности лесов Площадь по данным лесоустройства Изменения +,-
настоящего предыдущего
га % га % га %
Группа лесов 1
Леса памятников природы республиканского значения +3
Городские леса 0,2 +173
Леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов 3,7 3,8 +275 +9,0
Леса 1 и 2 округов санитарной охраны курортов 2,2 2,3 +155 +8,3
Леса заказников республиканского значения 10,7 +9588
Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути 3,4 30,9 -21596 -87,5
Защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги 4,3 2,7 +1721 +80,3
Леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов 37,0 26,7 +11916 +55,9
Видео (кликните для воспроизведения).

Продолжение таблицы 2.1.1

Категории защитности лесов Площадь по данным лесоустройства Изменения +,-
настоящего предыдущего
га % га % га %
Группа лесов 1
Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов 5,0 3,6 +1600 +55,4
Итого по 1 группе 66,5 70,0 +3835 +6,9
Группа лесов 2
Эксплуатационные леса 33,5 30,0 +6088 +25,3
Всего 100,0 100,0 +9923 +12,4

В первой группе лесов выделены следующие категории защитности:

1 Леса памятников природы республиканского значения. Выделены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1395 от 23.09.2008 г.

2 Лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов. Выделены вокруг г. Барановичи решением Брестского облисполкома от 6.01.1975 г. № 9.

3 Леса 1 и 2 округов санитарной охраны курортов. Выделены распоряжением СМ БССР № 155-р от 21.02.1967 г., распоряжением СМ БССР № 777-р от 8.08.1969 г.

4 Леса заказников республиканского значения. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.1998г. № 1634.

5 Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути. Они обеспечивают функции по защите линий железных дорог от воздействия неблагоприятных природных явлений, имеют важное природоохранное и санитарно-гигиеническое значение, обеспечивают потребность народного хозяйства в древесине.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 года № 1395 настоящим лесоустройством их ширина установлена по 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути.

6 Защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги. Выполняют такие же функции, как и защитные полосы вдоль железнодорожных линий.

7 Леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов.

8 Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. Основное значение данной категории защитности лесов – защита берегов рек от размыва, перевод поверхностного стока во внутрипочвенный, защита малых рек от истощения, заиления и загрязнения.

Таблица 2.1.2 Распределение лесных земель в пределах преобладающих пород

Преобла- дающая порода Покрытые лесом земли Несомк-нувши-еся лес-ные ку-льтуры Лесные питомники, плантации Не покрытые лесом земли Всего лесных земель %
итого в том числе лесные культуры гари,погибшие насаждения вырубки прогалины, пус-тыри итого
Всего по лесхозу
Сосна по суходолу 72,8
Сосна по болоту 0,1
Ель 6,6
Лиственница
Дуб 3,2
Дуб красный
Граб 0,3
Ясень 0,2
Клен 0,1
Береза 10,2
Осина 0,8
Ольха черная 5,6
Липа
Тополь 0,1
Ива древовидная
Орех манчжурский
Итого 100,0
Читайте так же:  Как провести электричество на земельный участок

9 Ко второй группе отнесены эксплуатационные леса. Они имеют защитное, водоохранное и климаторегулирующее значение. Являются основным поставщиком древесины для нужд народного хозяйства.

В целом леса первой группы занимают 66,5%, а леса второй – 33,5% территории лесхоза. Входящие в состав первой группы леса заказников республиканского значения составляют 10,7% от общей площади лесхоза.

За ревизионный период произошли значительные изменения в площадях лесного фонда по группам и категориям защитности. Были введены новые категории защитности – леса памятников природы республиканского значения, городские леса и леса заказников республиканского значения. Кроме того, на изменения в лесном фонде повлияло предоставление в состав лесхоза земель от сельхозпредприятий, а также уменьшение до 500 метров ширины защитных полос вдоль железнодорожных линий (ранее ширина специальных железнодорожных зон и полос составляла 5 км в радиусе вокруг станций, 3 км – вокруг разъездов и 1,5 км в обе стороны от полотна дороги).

Предложенное настоящим лесоустройством изменение в распределение лесов по группам и категориям защитности требует утверждения в установленном порядке.

Режим ведения лесного хозяйства в соответствующих категориях защитности лесов регламентируется нормативными документами.

На лесных землях лесхоза доминирует сосна по суходолу 72,8%. На долю березы приходится 10,2%, ольхи черной – 5,6%, ели – 6,6%, осины – 0,8%, дуба – 3,2%, на остальные породы – 0,8% лесных земель.

На территории лесхоза, на основании решений исполнительных и распорядительных органов при проведении лесоустройства выделены особо охраняемые природные территории (ООПТ), перечень которых приведен в таблице 2.1.3, а их размещение показано на рисунке 6.

Таблица 2.1.3 Особо охраняемые природные территории

Наименование (регистрационный №) Площадь, га Местонахождение: лесничество, квартал Год организации
1 Заказники
а) республиканского значения
Ландшафтный заказник «Стронга» Полонковское лесничество кв.2,4-6,9-13,26,28-56,58-66,68-109,112-
Березовское лесничество кв.1,9-15,18-21,29-35,43-50,57-65,67,70, 73,76,115-119,132
Итого

Продолжение таблицы 2.1.3

Наименование (регистрационный №) Площадь, га Местонахождение: лесничество, квартал Год организации
1 Заказники
а) республиканского значения
Ландшафтный заказник «Стронга» Полонковское лесничество кв.2,4-6,9-13,26,28-56,58-66,68-109,112-
Березовское лесничество кв.1,9-15,18-21,29-35,43-50,57-65,67,70, 73,76,115-119,132
Итого
2.Памятники природы
а) республиканского значения
Насаждение «Лиственница европейская» 2,0 Молчадское лесничество кв.22 выд.6
валун «Камень Филаретов» 1,0 Городищенское лесничество кв.86 выд.19
б) местного значения
Гидрологический памятник природы родник «Ясенец» 7,0 Городищенское лесничество кв.84 выд.2
Гидрологический памятник природы родник «Тартаки» 1,8 Березовское лесничество кв.74 выд.2
Биологический памятник природы «Грудополь» 8,3 Добромысльское лесничество кв.53 выд.31,32,34,35,42,43

Республиканский ландшафтный заказник «Стронга» образован постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 октября 1998 года № 1634 в целях сохранения уникального природного комплекса с популяциями редких и исчезающих видов растений и животных.

Размещение мест и учреждений отдыха, строительство зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладка трубопроводов и других инженерных коммуникаций, разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории .заказника для внутрихозяйственных нужд осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Данный заказник состоит из 2 участков. Площадь участка № 1 Полонковское лесничество 5625 га, площадь участка № 2 в Березовском лесничестве составляет 4643 га, на момент передачи лесов агрофирмы «Колхоз Заря» в ГЛХУ «Барановичский лесхоз» площадь участка № 2 составляла 4120 га, после передачи земель площадь увеличилась на 523 га. Площадь заказника «Стронга» 10268 га, в таблице 2.1.1, где отражена площадь по категории защитности — 9588 га, площадь 680 га находится в категории лесов 1 и 2 округов санитарной охраны курортов, имеющий более строгий режим лесопользования.

Биологический заказник местного значения «Грудополь» утвержден решением Ивацевичского РИК от 24.06.2002 г. № 321. На территории заказника запрещены рубки главного пользования, за исключением рубок ухода и санитарных рубок.

Памятники природы республиканского значения насаждение «Лиственница европейская» объявлен постановлением Минприроды от 31.07.2006 г. № 48, валун «Камень Филаретов» от 05.05.2007 г. № 41.

Гидрологические памятники природы местного значения родники «Ясенец» и «Тартаки» объявлены решением Барановичского РИК от 28.11.2000г. № 699. На территории памятников природы местного значения разрешены все виды лесохозяйственной деятельности.

Кроме особо охраняемых природных территорий, настоящим лесоустройством на основании соответствующих решений распорядительных органов и ТКП 143-2008 (02080) «Правила рубок леса в Республике Беларусь» выделены особо защитные участки (ОЗУ), сведения о которых приведены в таблице 2.1.4.

Режим охраны и порядок использования особо охраняемых природных территорий учтен лесоустройством при назначении хозяйственных мероприятий. Сведения о принадлежности участков лесного фонда к ООПТ отражены в таксационных описаниях по лесничествам, а также показаны условными знаками на планшетах и планах лесонасаждений, а также на карте-схеме особо охраняемых природных территорий.

В целях требований стандарта лесной сертификации FSC при проведении базового лесоустройства в каждом лесничестве выделены репрезентативные участки в Березовском лесничестве 850 га, Бытенском – 470 га, Городищанском – 936 га, Добромысльском – 943 га, Леснянском – 1302 га, Малаховском – 573 га, Миловидском – 564 га, Молчадском – 1370 га, Полонковском – 1551 га. Всего по лесхозу 8559 га, что составляет 9,5% от общей площади лесхоза.

Пахотные, сенокоссные земли уменьшились за счет перевода в покрытые лесом земли за счет их естественного лесозаращивания. Следует отметить, что пашни и сенокосы были переведены в лесные земли по согласованию со службами землеустройства и в целом площадь нелесных земель уменьшилась на 744 га (22,3%).

На динамику покрытых лесом земель по классам возраста и группам пород (таблица 2.2.2, 2.2.3) повлияли следующие причины:

— естественные, вызванные биологическими процессами роста и развития древостоев, стихийными бедствиями и другими природными факторами, а также изменениями нормативных документах (возрасты рубок главного пользования, придержки по выделению категорий защитности и др.);

Читайте так же:  Как проходит оценка кадастровой стоимости земли

— связанные с хозяйственной деятельностью или ее отсутствием, а также воздействием на насаждения факторов антропогенного характера;

— изменение территории за прошедший ревизионный период.

Использование земель лесного фонда.

Имеются некоторые особенности использования земель лесного фонда по сравнению с использованием земель других категорий. Логика регулирования земельных и лесных отношений, понимания леса как экологической системы или как природного ресурса, т.е. совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, больше всего прослеживается в Лесном кодексе.

В нем предусматриваются особенности использования земель, где расположены леса, с которыми связаны:

1) заготовка древесины; способы рубок в зависимости от целевого назначения лесов и категорий защитности лесов, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при сплошных рубках, определение объема заготовки древесины при промежуточных и прочих рубках;

2) порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, — основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования;

3) пользование лесными участками для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях.

Из этого вытекают возможности физических и юридических лиц по использованию земель лесного фонда, основания владения землями лесного фонда.

Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Участки земель лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с земельным и лесным законодательством России.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса).

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи грибы, лекарственные растения, охотиться.Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ (по Лесному кодексу РФ 1997 года допускалось также ограничение пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства).

Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах пользования: аренды, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута).

Лесопользователи обязаны соблюдать земельное законодательство и условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок на землях лесного фонда по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Основным правом лесопользования является аренда. По поводу заключения договоров аренды рассматривается немало споров. Так, Федеральным арбитражным судом Московского округа (постановление от 11 ноября 2002 г. по делу № КА-А41/7391-02) установил, что спецлесхоз обратился с иском об обязании ЗАО «К» освободить территорию государственного лесного фонда в квартале № 69 Горенского лесопарка. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечена администрация Балашихинского района и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Балашихинского района.

Сотрудник спецлесхоза составил протокол о лесонарушении, в котором зафиксировал факт самовольного захвата ЗАО «К» территории государственного лесного фонда под возведение строения с уничтожением лесной подстилки и плодородного слоя лесных почв. Исчисленный на основании названного протокола ущерб ЗАО «К» уплатило, однако захваченную территорию не освободило, в связи с чем спецлесхоз подал иск об обязании освободить этот участок.

В соответствии с ЛК лицо, привлеченное к административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу о том, что участок, в отношении которого был составлен протокол О лесонарушении, относится к лесному фонду. Суд также установил факт отсутствия у ЗАО «К» правоустанавливающих документов на данный участок. Утверждение общества о заключении в отношении спорного участка договора аренды земли являлось неверным. Из материалов дела, объяснений представителя администрации и самого ответчика следовало, что указанный договор не распространяется на 69-й квартал Горенского лесопарка.

В соответствии с п. 1 Положения о Московском городском управлении лесами, утвержденного Первым заместителем Премьера Правительства Москвы 27 апреля 1999 г., названная организация является специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны и защиты городских лесов и лесного фонда. Согласно п. 5.1 Положения о специализированном лесхозе Балашихинский от 22 декабря 1999 г. на истца возложены функции по осуществлению контроля за состоянием лесов.

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования — заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательских работ, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Лесопользователи и землепользователи вправе: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, а также договором купли-продажи лесных насаждений; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.

Читайте так же:  Генеральная доверенность на частный дом и земельный участок

Особенности и виды использования лесных участков при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основные требования к использованию земель лесного фонда содержатся в нормах и статьях Земельного кодекса. Однако в Лесном кодексе также предусматриваются требования к использованию земель лесного фонда, обусловливающие их специфику, которые совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

При использовании, охране и переводе в другие категории земель лесного фонда, особенно занятых защитными лесами, законодательством РФ предусматривается проведение государственной экологической экспертизы, необходимость получения ее положительного заключения.

[3]

В связи с рассредоточением в настоящее время государственной экологической экспертизы по нескольким учреждениям (Росприроднадзора и Ростехнадзора) и по двум «этажам» — в Российской Федерации и в субъектах РФ возникает необходимость решения вопроса о том, куда обращаться на федеральном уровне и какими полномочиями обладают органы государственной экологической экспертизы субъектов РФ.

[2]

На федеральном уровне по объектам экологической экспертизы федерального уровня функциями государственной экологической экспертизы наделены Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Согласно положениям о них Ростехнадзор проводит экспертизу, связанную с охраной окружающей среды, а Росприроднадзор — связанную с природопользованием. Разделение этих функций является достаточно условным и примерным, поскольку организация рационального использования земель, лесов и иных природных ресурсов тесно связана с охраной окружающей среды и наоборот.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и новой редакцией ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области экологической экспертизы.

Переданные полномочия включают организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ и т.д.

Эти полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование их осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

Согласно названному Федеральному закону в связи с этим предусматриваются дополнительные функции МПР России, федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Согласно ст. 6.1 ФЗ «Об экологической экспертизе» к полномочиям субъектов РФ относится получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

К полномочиям субъекта РФ также отнесено делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов в случае реализации этих объектов на территории субъекта РФ и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ деятельности, намечаемой другим субъектом РФ.

Отсутствие положительных заключений государственной экологической экспертизы в конце 1990-х годов при переводе лесных площадей в нелесные послужило поводом и основанием решения Верховного суда РФ об отмене распоряжений Правительства РФ о таком переводе.

Важнейший институт государственной и общественной экологической экспертизы тесно связан, согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса, с охраной земель от деградации, загрязнения, захламления, от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями леса и других растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8795 —

| 7514 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Лавренов, В.К. 500 важнейших лекарственных растений / В.К. Лавренов, Г.В. Лавренова. — М.: АСТ, 2003. — 512 c.

  2. Йирасек, В. Лекарственные растения / В. Йирасек, Ф. Стары. — М.: Артия, 1982. — 256 c.

  3. Рассел, Джесси Всероссийская олимпиада школьников по биологии / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 681 c.
  4. Гормональная регуляция размножения у млекопитающих. — М.: Мир, 2015. — 306 c.
  5. Земли лесного фонда и их использование
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here