Земли водного фонда

Важно и полезно по теме: "Земли водного фонда" от профессионалов просто и понятно. Дочитайте статью до конца - это решит все вопросы. Если все-таки остались какие-либо вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Земли водного фонда

Правовой режим земель водного фонда

Земельное законодательство предусматривает правовой режим категории земель водного фонда, который наиболее приспособлен к охране водных объектов. В России и других странах СНГ названный правовой режим существует с конца 60-х гг. Имеются отдаленные аналоги этого института в США, Франции, Испании. Категория земель водного фонда по своему определению связана с водными объектами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями.

Первоначальная редакция ст. 102 Земельного кодекса РФ 2001 г. дает следующее определение земель водного фонда:

«К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов».

Как видно из этого определения, ЗК РФ вносит еще одно существенное дополнение, а именно: называет водоохранные зоны и зоны охраны водозаборов. Эти дополнения Кодекса были вызваны потребностями охраны экосистемы, желанием яснее выразить природоохранную функцию земель водного фонда, ибо они служат, помимо всего прочего, охранительным барьером сопряженных с ними водных объектов.

В связи с принятием ВК РФ 2006 г. была обновлена редакция ст. 102 ЗК РФ 2001 г.

«Статья 102. Земли водного фонда.

1. К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами.

4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством».

Таким образом, водоохранные зоны официально выпали из категории земель водного фонда. Однако это не означает, что в состав категории земель водного фонда категорически запрещено включать водоохранные зоны. Просто они могут быть во многих других категориях земель (земли поселений, земли водоохранных зон и т.д.). Однако за этим «просто» скрывается более свободное обращение природопользователей и органов власти с землями водоохранных зон.

Вообще государственная форма собственности на большую часть водного фонда и земли водного фонда представляется необходимым условием для ведения полноценного водного хозяйства, гарантом его нормального развития.

С другой стороны, Земельный кодекс существенно ограничивает оборот земель, занятых водными объектами и гидротехническими сооружениями. Согласно ст. 27 ЗК РФ «Ограничение оборотоспособности земельных участков», это означает передачу их в частную собственность лишь в случаях, установленных федеральным законом. Согласно ст. 27 ЗК РФ, к числу земель с ограниченным оборотом относятся участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или же участки, занятые ГТС.

Действующее же водное законодательство прямо и четко определяет исключительно государственную собственность на водные объекты, включая в их состав и земли, кроме прудов и обводненных карьеров.

Земли водного фонда, будучи занятыми находящимися в государственной собственности водными объектами, согласно Налоговому кодексу, не признаются объектами обложения земельным налогом. Этот вопрос имеет свою предысторию. Еще недавно, согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю», налог за земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, все-таки платили . При этом платить налог приходилось как за покрытые, так и за не покрытые водой земли, т.е. не только за дно, но и за берег. Теперь, со вступлением в силу гл. 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ, землевладельцы и землепользователи освобождены от уплаты земельного налога за земли водных объектов. Данная налоговая льгота обусловлена теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством, в частности, в связи с целевым назначением земель водного фонда.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 44. Ст. 1424.

Однако следует отметить, что сам факт перевода земельного участка в категорию земель водного фонда не означает автоматическое освобождение от земельного налога. Далеко не все земли водного фонда заняты водными объектами; согласно ст. 102 ЗК РФ, к ним также относятся водоохранные зоны, зоны охраны водозаборов, земли ГТС и т.д. При этом земли, занятые ГТС и водоохранными зонами, не названы в Налоговом кодексе в перечне участков, изъятых из обложения земельным налогом. Следовательно, они объекты налогообложения.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселений;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В свою очередь, перевод участков других категорий в состав земель водного фонда должен регламентироваться другими статьями, посвященными другим категориям. В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельхозназначения возможен при непригодности для осуществления сельскохозяйственного производства земельных участков, и тогда они могут попасть в состав земель водного фонда . Однако должной детализации нет, поэтому, например, неясно, является ли образование водохранилища основанием для перевода участка в состав земель водного фонда. В статье 11 упомянутого Закона, посвященной переводу земель лесного фонда, говорится о нуждах энергетики, а гидротехническое строительство и наполнение водохранилищ происходит нередко именно для этого. Но об этом нужно догадываться. Да, в ст. 102 ЗК РФ сказано о резервировании земель в целях строительства водохранилищ, но указано, что это земли водного фонда. Может быть, это земли запаса?

Читайте так же:  Какие льготы от государства получают семьи с двумя детьми

СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276.

Поэтому земельное законодательство, и в частности ЗК РФ, нужно уточнять именно в вопросе о землях водного фонда, об их строгом режиме и формировании.

[1]

Таким образом, правовой институт земель водного фонда не является достаточно развитым и полным. В связи с этим задавались даже вопросом принять отдельный закон о землях водного фонда, но с таким же успехом можно разработать федеральные законы по всем категориям земель.

Земли водного фонда: правовой режим

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

[3]

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Читайте так же:  Контейнерные площадки для мусора возле жилых домов - правила установки и требования по санпин

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.

Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.

Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Видео (кликните для воспроизведения).

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Комментарий к СТ 102 ЗК РФ

Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда

Комментарий к статье 102 ЗК РФ:

1. Комментируемая статья называет два вида земель, отнесенных к землям водного фонда:

а) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. ВК не определяет понятие поверхностных вод, а лишь выделяет поверхностные водные объекты, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Таким образом, законодатель рассматривает водный объект и земельный участок, на котором он расположен, как единое целое. К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

Читайте так же:  Обновление сбербанк онлайн, как и зачем устанавливать

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования;

б) земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Водные объекты и соответствующие земельные участки могут быть использованы для размещения таких сооружений, как плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др. При строительстве и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении, на водных объектах устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водное законодательство вводит понятие водохозяйственной системы, под которой понимается комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Одним из принципов водного законодательства является принцип регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

Документированные сведения о водохозяйственных системах и о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, включаются в государственный водный реестр.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), а также в случаях, установленных в федеральных законах, на сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в ЕГРП по месту нахождения данных объектов.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.

С принятием ВК в 2006 г. и внесением соответствующих изменений в ст. 102 ЗК возник вопрос о правовом режиме земель водоохранных зон и береговой полосы, которые по ранее действующему законодательству входили в состав земель водного фонда. Современный законодатель, определяя в ЗК земли водного фонда, значительно сужает круг земельных участков, относимых к этой категории земель. Водоохранные зоны по современному законодательству могут быть отнесены к землям, выполняющим природоохранные функции (в составе земель природоохранного назначения). Хотя вполне очевидно, что земли, занятые водоохранными зонами или береговой полосой, как земли, предназначенные для использования и охраны водных объектов, должны подчиняться единому правовому режиму земель водного фонда.

2. Водохранилища являются одним из видов поверхностных водных объектов — водоемов (ст. 5 ВК), имеющих искусственное происхождение. Создание водохранилищ и иных искусственных водных объектов должно осуществляться с учетом законных интересов водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

Строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, является основанием для перевода земель и земельных участков в земли водного фонда (ч. 2 ст. 12 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что помимо норм ЗК правовой режим земель водного фонда устанавливается и положениями водного законодательства. В соответствии со ст. 2 ВК водное законодательство состоит из ВК, других федеральных законов, законов субъектов РФ, нормы которых регулируют отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения).

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. В качестве общего положения ВК закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

В собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности соответствующему субъекту, если иное не установлено федеральными законами. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, установлены в ст. 7 ФЗ от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380). Так, земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральным законами.

Читайте так же:  Что считается перепланировкой в квартире

Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Предоставление водных объектов в пользование физических и юридических лиц возможно на основании договора водопользования; на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, водное законодательство устанавливает случаи, когда возможно использование водного объекта без заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения для: судоходства (в том числе морского), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности и др.

Водные объекты, находящиеся в частной собственности, могут предоставляться в пользование на основании договора аренды и иных сделок. Водное законодательство не устанавливает способы, которыми могут отчуждаться водные объекты, находящиеся в частной собственности, и в данном случае оборот водных объектов должен регулироваться гражданским законодательством с учетом норм земельного законодательства.

ВК устанавливает случаи, когда водопользование может быть приостановлено или ограничено (ст. 41), а также содержит специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при их использовании в различных целях (гл. 5, 6).

Понятие, состав земель водного фонда.

К землям водного фонда относятся земли, занятые: морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, островами; прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов; гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода и заняты береговыми полосами водных путей.

Земли водного фонда подразделяются на две части: непосредственно покрыты водой (водопокрытые) и прилегающие к водоемам (предназначены для использования и охраны вод).

К водопокрытым относятся земли, занятые внутренними морями и территориальным морем, озерами, водохранилищами, реками, каналами и другими водными объектами.

Характерной чертой правового режима земель водного фонда является установление на отдельных земельных участках зон и полос с особым режимом использования и охраны. В ЗК и Водном кодексе выделено водоохранные зоны (ст. 87 ВК) прибрежные защитные полосы (ст. 60 ЗК и ст. 88 ВК) полосы отвода (ст. 63 ЗК и ст. 91 ВК) береговые полосы водных путей (ст. 64 ЗК и ст. 92 ВК) зоны санитарной охраны (ст. 93 ВК).

Зоны с особенными правовыми режимами в составе земель водного фонда.

[2]

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве собственности, праве постоянного пользования и на условиях аренды. Они могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

В государственной собственности находятся земли водного фонда, занятые водными объектами общегосударственного значения, и прилегающие к ним, удовлетворяющие государственные и общественные нужды.

В коммунальной собственности могут находиться земли, занятые водными объектами местного значения, и прилегающие к них, которые удовлетворяют общественные потребности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти или местного самоуправления могут безвозмездно передаваться в частную собственность замкнутые естественные водоемы (общей площадью до 3 гектаров).

Земли водного фонда могут использоваться землепользователями на праве постоянного пользования и на условиях аренды. Право постоянного пользования земельным участком водного фонда приобретают лишь государственные водохозяйственные организации для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей и др.

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Право собственности и право постоянного пользования землями водного фонда удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по месту расположения земельного участка. Формы государственных актов на право собственности и на право постоянного пользования земельным участком утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2002 № 449.

Плата за специальное пользование земельными участками водного фонда вносится их собственниками или пользователями (в том числе и арендаторами) в виде земельного налога или арендной платы по ставкам, установленным действующим законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8363 —

| 7990 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 12. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА.

Статья 58. Состав земель водного фонда.
1. К землям водного фонда относятся земли, занятые:
а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами;
б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами;
в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
г) береговыми полосами водных путей.
2. Для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.
(В ред. Закона Украины от 8 февраля 2006 г. № 3404-1У)

Статья 60. Прибрежные защитные полосы.
1. Вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности в границах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
2. Прибрежные защитные полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в меженный период) шириной:
а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров — 25 метров;
б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более 3 гектаров — 50 метров;
в) для больших рек, водохранилищ на них и озер — 100 метров.
При крутизне склонов более трех градусов минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается.
3. Размер и границы прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов — с учетом градостроительной документации.

Читайте так же:  Документы, необходимые для регистрации квартиры в новостройке от дольщика, застройщика, для обращени

Статья 62. Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах.
1. В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается:
а) устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
б) устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более 1 кубического метра в сутки;
в) устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов;
г) применение сильнодействующих пестицидов.
2. Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах устанавливается законом.

Статья 63. Полосы отвода.
1. Для обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения каналов оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, водоемов и плотин на берегах рек выделяются земельные участки полос отвода с особым режимом использования.
2. Размеры и режим использования земельных участков полос отвода определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Земельные участки в границах полос отвода предоставляются для создания водоохранных насаждений, берего-укрепляющих и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. д.

Статья 64. Береговые полосы водных путей.
1. На судоходных водных путях за пределами населенных пунктов для проведения работ, связанных с судоходством, устанавливаются береговые полосы.
2. Размеры береговых полос водных путей определяются по проектам землеустройства, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
3. Порядок установления и использования береговых полос водных путей определяется Кабинетом Министров Украины.

Земли водного фонда

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Экологический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. З.в.ф. могут… … Юридическая энциклопедия

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — Земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Словарь бизнес-терминов

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — самостоятельная категория земель, включающая земли,занятые водоемами,ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон),гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода, по… … Энциклопедия юриста

Земли водного фонда — 1) одна из категорий земель РФ; 2) земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах; на землях, покрытых поверхностными… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Земли водного фонда — 1. К землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. Источник: Земельный кодекс Российской… … Официальная терминология

Земли водного фонда — категория земель, к которой относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ). Правовой режим земель водного… … Большой юридический словарь

ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА — земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; а т.ж. земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных… … Энциклопедический словарь экономики и права

земли водного фонда — по земельному праву РФ земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов,… … Большой юридический словарь

Видео (кликните для воспроизведения).

ВОДНОГО ФОНДА ЗЕМЛИ — (см. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Источники


  1. Флетчер, Д.Т. Борьба с болезнями растений в теплицах / Д.Т. Флетчер. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 400 c.

  2. Черепанова, Н.П. Морфология и размножение грибов / Н.П. Черепанова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 171 c.

  3. Шестаков, А.К. Женьшень и другие лекарственные растения / А.К. Шестаков, М.Г. Киреенко. — М.: Мн: Ураджай; Издание 2-е, перераб. и доп., 1977. — 978 c.
  4. 1260 рецептов народной медицины. Библиотечка лекарственных растений. — М.: Издательство «Эксмо» ООО, 1992. — 224 c.
  5. Земли водного фонда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here